Тарасова Галина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 5 "Родничок"
Населённый пункт: пгт. Песковка
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация интегрированной программы "Мастер Клякса" как эффективное средство развития творческих способностей детей"
Дата публикации: 13.04.2017
Раздел: дошкольное образование

«Реализация

интегрированной

программы

«Мастер

Клякса»

эффективное средство развития творческих способностей детей»

«Вы хотите, чтобы ваши дети были

способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги

по ступенькам творчества, но …

не опоздайте» Б.П. Никитин

Искусство - одна из важнейших областей духовной жизни человечества,

художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание

мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих

духовное, идейное содержание в чувственном материале - в слове, в

движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. Согласно

этому определению можно сказать, что эстетическое воспитание и

образование, основанное на познании искусства, играет особо важную роль

на этапе становления личности ребенка, происходящего в дошкольном

возрасте. По словам Я.А.Коменского «Искусство является той сферой, где

возможно проявление способностей и дарований человека»

Художественно-

эстетические

моральные,

являются

врождёнными. Они требуют специального обучения и воспитания. Организуя

последовательно

усложняющуюся

художественному, танцевальному и театральному искусству можно добиться

не просто механического выполнения того или иного действия, а проявления

творческой

самостоятельности,

самовыражения

различных

творчества.

возникла

необходимость

организации

специальной деятельности для реализации творческих проявлений детей,

выполняет

изобразительная

деятельность.

искусства

необходимость

систематизировать её в едином педагогическом процессе, очевидна.

возникла

создания

программы

искусств.

Ознакомившись

выдающихся

педагогов

художественно

эстетического

развития

основываясь на собственном опыте работы, мною была создана программа

«Мастер Клякса». В основу её создания легли идеи Т.А.Копцевой (программа

«Природа и художник»), С Л Слуцкой (программа «Танцевальная мозаика») и

Е.В.Мигуновой

(методическое

«Организация

театральной

деятельности

Программа

художественно

эстетическую направленность, рассчитана на детей старшего дошкольного

возраста, на два года обучения.

Целью программы является эмоционально-творческое развитие посредством

интегративного

воздействия

искусств:

изобразительного

искусства,

проводилась

соответ ствии

четырьмя

о с н о в н ы м и

взаимосвязанными этапами.

1.Диагностический:

Выявление основных компонентов развития творческих способностей детей

дошкольного

возраста

методико-педагогической

литературы;

Диагностика для выявления творческих способностей детей.

2. Теоретический:

Изучение теоретических вопросов проблемы

Предварительная работа, сбор материалов;

Организация работы творческой студии «Родничок»

3.Практический:

Оформление методических пособий, разработка программы;

Наработка практического материала;

Установление взаимосвязи в работе с социумом;

Разработка педагогических проектов.

4. Итоговый:

Диагностика результатов работы

Выступление с обобщённым опытом на совете педагогов.

программы

заключается

искусств,

интеграции

Ведущую роль в реализации поставленной цели выполняет изобразительная

деятельность.

Структура

программы

тематических

В первом блоке используются средства живописи, танца, театрализованной

игры, которые помогают раскрыть детям сущность человека, осознать свою

индивидуальность,

познакомить

живописи

портретом,

творчеством известных художников – портретистов. Даются знания о законах

цветоведения.

Во втором блоке раскрываются темы живой и неживой природы у детей

формируется представлени о понятии «флора» и «фауна». Дети знакомятся с

живописи

натюрморт;

творчеством

художников-

анималистов, учатся при

помощи художественных средств, танца, игр –

драматизаций передавать повадки, пластику движения животных, составлять

композицию, подбирать колорит изображения.

знакомятся

творением

человеческих,

особенностями

национальной

культуры,

архитектуры,

скульптурой

фольклорными

разнообразием

национальных танцевальных ритмов, театров.

четвёртом

знакомятся

творчеством

художников

иллюстраторов и современными направлениями в

искусстве:

авангард,

боди- арт, хип – хоп, мини –мюзикл.

Темы блоков реализуются в трёх направлениях: обучение детей живописи,

художественно-театральный

танцевально-игровая

хореография.

Образовательная

деятельность

организуется

интегрированных

кружковых занятий и проводится во вторую половину дня один раз в неделю.

В направлении «Маленький художник» реализуются задачи по обучению

детей изобразительному искусству, а для усиления эмоционального

воздействия используется музыка, танцевальные этюды, приёмы театральной

деятельности.

В направлении художественно – театрального дизайна «Сказочная мода»

работа строится на ознакомлении с художественной литературой,

театральной деятельностью и дизайн – деятельностью. Дети учатся создавать

художественные образы и изделия декоративно – прикладного искусства для

героев сказок, занятия сопровождаются музыкой, танцами, театральными

миниатюрами.

На занятиях игровой ритмики «Танцевальная мозаика», где дети получают

азы танцевально- игровой хореографии, включаются театральные игры,

используются нетрадиционные приёмы рисования.

Закрепление

тематическому

проходит

итоговых

мероприятиях,

включает

интеграцию

деятельности, по окончанию, которого оформляется тематическая выставка

детского творчества.

Работа по реализации программы организуется в двух направлениях. Первое

направление это дети. Второе направление это взрослые. Сюда входит работа

с кадрами и родителями. Наиболее продуктивной формой взаимодействия с

педагогами являются мастер - классы. Где происходит передача

опыта работы своим коллегам. Особенный интерес у родителей вызывает

такая форма работы, как семейные тематические выставки, где они очень

активно самовыражаются.

К программе разработано тематическое планирование по изобразительному

искусству,

перспективное

подобрана

картотека

театрально

музыкальных

упражнений;

изготовлены

атрибуты,

Важным результатом реализации программы является создание предметно-

пространственной

(мини-изостудия,

выставочные

дизайн ДОУ, в группах уголки творчества).

Программа

апробирована

положительные

результаты

развитии

творческих

способностей

активное

общественных

мероприятиях посёлка, района дети и родители отмечены благодарностями и

грамотами.

В перспективе планируется создание рабочей тетради к программе.

Таким образом, если с раннего возраста вводить ребенка в мир искусства,

основываясь на принципах взаимосвязи его видов, развивать способности

ребенка воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и

жизни; воспитывать стремления самому участвовать в преобразовании

окружающего мира по законам красоты, то будет достигнута ключевая роль

эстетического воспитания – формирование гармоничной, духовно богатой,

эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием,

задатками художественной культуры, творческими способностями к

индивидуальному самовыражению через различные формы творческой

Программа Клякса представляет собой растровый графический редактор для сенсорных мобильных устройств. Программа работает на платформе JavaME(MIDP-2.0, -1.1). Это значит, что её можно установить практически на любой сенсорный телефон.

Разработчик:

Интерфейс:

Размер дистрибутива:

Распространение:

Платформа:

Поскольку рассматриваемое приложение представлено нам *.jar форматом, то устанавливать его мы будем следующим образом: разархивируем инсталляционный файл на наш ПК, после чего копируем "инстал" в память смартфона, далее, берем смартфон, заходим в диспетчер задач, находим наш "инстал" и распаковываем. При этом все, что нужно, распаковывается в соответствующую папку, а в диспетчере приложений появится элемент для деинсталляции:

Просмотреть более детальную информацию о установленном приложении мы можем, выбрав в меню Функции нашего смартфона пункт Показать сведения :

1) Запуск:

В процессе запуска программы появляется своеобразная заставка:

2) Интерфейс и структура программы:

В данном пункте обзора мы рассмотрим общее описание интерфейса главного меню программы:

Интерфейс главного меню программы представлен пользователям экранным табло на котором, собственно, и происходит весь процесс рисования. Все действия в программе производятся с помощью стилуса смартфона, который, следует заметить, очень даже неплохо "ловится".

Слева на экранном табло размещена сенсорная панель инструментов, благодаря которой мы можем загружать графические изображения в программу, сохранять графические изображения, открывать новый чистый лист для рисования, выбирать цветовую палитру, выбирать различные виды геометрических фигур для рисования, задавать качество и размер изображения...:

Также в панели инструментов присутствуют функциональные клавиши, позволяющие просматривать информацию о состоянии дисков памяти смартфона, информацию о данной версии программы и её разработчиках, переходить в полноэкранный режим просмотра изображения и выходить из программы в главное меню нашего смартфона:

Подведем итоги:

(+): К плюсам можно отнести русскоязычный интерфейс программы; программа работает на платформе JavaME(MIDP-2.0, CLDC-1.1). Это значит, что её можно установить практически на любой сенсорный телефон ; в программе достигнута максимально возможная скорость отклика, которой позволяет достичь мобильное устройство. Благодаря этому, даже при быстром рисовании, можно получить плавные линии, точно повторяющие трек стилуса; данный софт распространяется бесплатно.

(-): В процессе пользования программой минусов замечено не было.

Вывод : программа Клякса в процессе работы показала себя отличным софтом-рисовалкой, который сможет стать хорошим помощником в вопросах создания графических изображений прямо на экране Вашего смартфона.


«ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы: «Клякса.Мозаика» Автор программы:Е.М. Зубова Программа дополнительного образования «Клякса» разработана в 2016году, рассчитана на реализацию в...»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы: «Клякса.Мозаика»

Программа дополнительного образования «Клякса» разработана в 2016году,

рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года. Программа прошла

апробацию в ГБОУ Школа №1989 «Центр образования», имеет художественную

направленность, рассчитана на детей 3-6 лет, составлена на основе

Федерального компонента государственного стандарта общего образования

2004 г. Программа составлена на основе программы для изодеятельности в детском саду. Авторы: Шабанова О. П., Шабанов Н.К. «Истоки творчества»

Направление образовательной деятельности: художественная направленность.

Тип программы:модифицированная Срок реализации: один учебный год Количество часов в неделю/год: 4/152 Возрастная группа обучающихся: 3-6лет Целеполагание: ознакомление детей с наиболее полным спектром различных нетрадиционных техник изобразительного искусства. Развитие фантазии, образного мышления и зрительной памяти. Достижение данной цели невозможно без обучения дошкольников навыкам обращения с разнообразными художественными материалами как средствами творческой выразительности.

Ожидаемые результаты: обогащение знаниями о разных нетрадиционных и традиционных материалах, (рисование губкой, трафарет, монотипия, уголь, сангина, сепия).

Материально-техническое обеспечение: помещение с раковиной, устойчивые столы с легко моющимся покрытием, изобразительные материалы и принадлежности (гуашь, тушь, акварель, восковые мелки, простые карандаши, пастель, уголь, сангвина)бумага, краски, кисточки.



Пересечение с образовательным стандартом: 30% Пояснительная записка Дошкольное детство - один из важнейших периодов в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок это маленький учёный-исследователь, открывающий для себя удивительный и неповторимый мир творчества. Чем разнообразнее деятельность детей, тем успешнее идет разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.

Изобразительная деятельность дарит много положительных эмоцицй дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детском саду чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Необходимо научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать процесс можно включать размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а так же комбинировать разные материалы, используя специальные изобразительные техники. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования нескольких материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.

Программа «КЛЯКСА.МОЗАИКА» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение.

Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но в любой другой области жизни человека. Также данная программа способствует развитию зрительной памяти памяти и уходу от шаблонов, которые дают детям взрослые. Например, солнышко круглое, домик (квадрат и треугольниая крыша) Новизной данной программы дополнительного образования является новая, отличная от традиционных, форма развития в изобразительной деятельности.

Представленные в программе различные техники ранее не использовались в работе с детьми.

Актуальность настоящей образовательной программы заключается в том, что её применение направлено на воспитание и развитие художественного вкуса, фантазии, воображения, зрительной памяти, нестандартного мышления, а также на приобретение теоретических знаний по изобразительному искусству.

Это жанры и техники живописи, графики, как традиционные и такие как кляксография, монотипия, сухая кисть. Практический раздел программы предусматривает ознакомление со всеми возможными техниками рисования, а также с основными интересными фактами из истории искусств.

Цели и задачи программы:

Для расширения кругозора ребёнка, развития зрительной памяти, овладеть основами эстетической и этнической культуры;

развить образное мышление;

развить мелкую моторику рук.

привить чувство прекрасного с детства.

Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:

Оздоровительные:

развитие мелкой моторики у детей, что способствует развитию речи, зрительной и двигательной памяти, мышления, а также занятия рисованием могут избавить ребёнка от неврозов и депрессий.

Образовательные:

обучить нестандартным техникам (с помощью оттиска- монотипия, гравюра на картоне);

развить хороший вкус;

обучить правильно держать в руках инструменты(кисть, карандаш, ножницы) и использовать краски (смешивать грамотно цвета).

изучить свойства разных красок, мелков, карандашей.

Воспитательные:

Изобразительная деятельность дошкольников больше напоминает игру, где каждый хочет быть первым, нарисовать лучше, разукрасить ярче. Такие безобидные, но очень интересные игры воспитывают в ребенке стремление к первенству, к желанию сделать рисунок лучше, чем у других. А когда детей хвалят за их успехи, в следующий раз они будут стараться еще больше Рисунок - это дело не 5 минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни.

Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.

Формы занятий: групповые (в группах по 6 человек) Срок реализации программы «Клякса.Мозаика» - 1 учебный год(каждый последующий год работы команды предусматривает только практическую часть совершенствования полученных навыков) Возраст занимающихся-дошкольники 3-6 лет.

Учебная нагрузка на реализацию программы «Клякса.Мозаика» составляет Клякса(2часа в неделю) Мозаика (2 часа в неделю). Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.

–  –  –

Прогнозируемые результаты

В результате изучения дисциплины, дошкольники должны знать:

1.Основы смешивания цветов. (цветовой круг, основные цвета, дополнительные цвета, составные цвета, контраст, нюанс).

2.Существование разных техник рисования (стандартных- карандаш, уголь, нестандартных - ватные палочки, кляксография, монотипия, гравюра, рисование пером, пальцами, фруктами, гречкой, рисом и т. д.)

3.Главные русские народные промыслы.(Гжель, дымковская игрушка, хохлома, городецкая роспись, палех) и уметь:

1.Составлять грамотно композицию на листе бумаги, разбираться в форматах бумаги.(5-6 лет)

2. Держать правильно кисточку и ножницы (3-4 года)

3. Отличить воздушную перспективу от линейной(5-6 лет)

4. Воспроизводить по памяти на листе более 7ми-10ти предметов.

5. Смешивать краски без помощи взрослых и аккуратно закрашивать, а также пользоваться разными кистями.

1.Сказочная страна красок. Её законы и традиции. Главные цвета и дополнительные. Инструменты(карандаши, кисточки) - своеобразные волшебные палочки в стране красок.

2.Изучение цвета в главных русских народных промыслах: хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись, палех; изучение ярких народных обрядов и праздников с помощью изобразительного искусства.

3.Изучение жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, батальный жанр, бытовой, анималистический) и видов (архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное искусство, дизайн) изобразительного искусства.

4. Гигиена маленького художника. Гигиена одежды на занятиях рисованием.

Правильный уход за кистями и красками.Что такое палитра и какую лучше выбрать.

5. Разнообразие изобразительных техник для рисования: карандаш простой, акварельные карандаши, рисование пластилином, ватными палочками, фруктами, воском, солью, свечкой, тушью, пером.

6. Основы композиции. Соблюдение композиции-главное правило в стране красок. Статика, динамика, ритм, метр.

8.Рисование по памяти(тренировка зрительной памяти): от простых геометрических фигур до зверят.(увеличивается по сложности в количественном и качественном показателе).

9. Изучение картин известных художников.

10. Подделки из нетрадиционных материалов.(бутылки, каштаны, кокосы)

11. Иллюстрации к русским(и не только) народным сказкам.

12. Великие иллюстраторы и мультипликаторы.

Учебно-тематический план проведения занятий:

–  –  –

Методическое обеспечение программы дополнительного образования «Клякса.Мозаика»

Развитие маленьких художников происходит с помощью изучения новых для них понятий, терминов, техник. Они не просто получают теоретические знания, они всё пропускают через себя. Ведь рисуя, человек запоминает информацию быстрее.

Конечно, не стоит забывать о том, что в силу их возраста, существует только одна самая действенная методика, это игра. Включив ребёнка в познавательные соревнования, например, он и сам не замечает, как пошёл процесс развития. Более того, он об этом вряд ли задумается.

Методическое обеспечение: книги с иллюстрациями сказок(Билибина, например) репродукции, распечатанные на бумаге.

Дидактические средства и материальное обеспечение: подборка тематической литературы в соответствии с планированием, видеоматериалы, интернетресурсы, класс с наличием раковины, оборудование для изучения тем из таблицы планирования.

Заключение Занимаясь изобразительной деятельностью, младшие и старшие дошкольники развивают вкус, изучают ознакомительно историю искусств, знакомятся с основными техниками рисования, нестандартными техниками, развивают мышление, память, воображение.

А также занятия ИЗО служат Арт терапией для беспокойных детей.

Литература

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.

Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников:

методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.

Просвещение, 2006. – 192с.

11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста:

Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет:

Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.

18. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «МозаикаСинтез», 2007г.

19. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.

Введение

Программа «Клякса» предназначена для прослеживания за объектом в видеоматериале (для построения его маски) и последующего вырезания объекта. Прослеживание объекта с целью вырезания подразумевает точное выделение границы на уровне единичных пикселей. В этом отношении «Клякса» допускает гораздо более живые и естественные движения маски, даже чем ручное построение маски при помощи B-сплайна в Adobe After Effects (AE), потому что маске предоставляется гораздо больше степеней свободы, и она может повторять мельчайшие движения объекта, за которыми оператору не удается уследить.

Кроме бинарных масок, в которых каждый пиксель однозначно относится к объекту или фону, «Клякса» позволяет строить плавные растровые маски, делающие мягкий переход от фона к объекту. По описанию эта возможность напоминает стандартное «оперение» (feather), однако размазывание границ маски зависит не только от геометрического расстояния от середины границы объект-фон, но и от того, насколько сильно эта граница размазана камерой реально в данном месте данного кадра.

Для последующей обработки в AE «Клякса» может предложить следующие виды информации:

    Видеоматериал, обрезанный по границам маски или с картинкой из другого видеоматериала, подставленной вне маски. Последовательность растровых масок (matte). Описание маски в виде B-сплайна, которое через специальный дополнительный модуль (plug-in) можно экспортировать в слой AE как обычную маску, чтобы затем редактировать вручную и применять к ней дополнительные эффекты.

Технически прослеживание «Кляксой» маски осуществляется за счет сравнения кадра, для которого человеком построена опорная маска, с остальными кадрами участка видеоматериала на основе совпадения цветов и плавности изменения границ. Автоматическое прослеживание не всегда удается сделать хорошо, а иногда и в принципе невозможно: например, если объект крутится, и появляется его новая часть, непохожая по цвету на то, что представлял собой объект на предшествующих кадрах.


Но даже в самых сложных случаях автоматическое вычисление маски работает хорошо хотя бы в некоторой окрестности кадра с опорной маской. В таких случаях можно ввести дополнительные опорные кадры, сопоставить каждому из них свой участок, на котором будут построены автоматические маски. Если участки, сопоставленные двум опорным кадрам, перекрываются, то в них программа устраивает постепенное перетекание плавных масок, полученных из различных опорных масок.

Интерфейс программы

Опишем кратко логику интерфейса программы. Прослеживание всегда ведется в рамках некоторого проекта. Проект подразумевает, что загружен основной видеоматериал, однако, область счета может быть ограничена меньшим диапазоном. Для выбора диапазона на монтажном столе пользователь порождает так называемые сегменты, каждый из которых включает в себя опорную маску нарисованную для ключевого кадра, параметры алгоритмов прослеживания и полученные ими результаты для данной опорной маски и параметров. Прослеживание идет всегда в направлении от ключевого кадра.

Наибольшую площадь в окне программы занимает область предварительного просмотра результатов, где можно с различным увеличением и частотой кадров изучать видеоматериал и построенную маску, в том числе во время счета.

Упражнения

Выполнив следующие упражнения, вы освоите большинство возможностей программы и сможете приступить к работе со своими данными. Знакомство с оставшимися возможностями программы можно отложить, и вернуться к ним только при необходимости.

Перед тем, как приступить к упражнениям, обратите внимание на язык интерфейса в программе. Если это не русский, то выберите пункт меню File|Preferences|Language|Russian:

после чего вам потребуется перезапустить программу.

Упражнение 1: первые шаги

Первое упражнение поможет вам освоить основополагающие возможности программы, вы научитесь создавать новый проект и сегмент счета в нем, настраивать параметры и запускать прослеживание, использовать плавные маски, сохранять проект, маски и вырезанные фрагменты видео на диск.

Для того чтобы начать работу, необходимо создать новый проект. Выберите пункт меню «Файл|Новый проект...».

При создании проекта обязательно требуется указать видеоматериал, содержащий объект для вырезания. Поэтому появится диалог для открытия видеоматериала (Open Footage), в котором достаточно указать файл AVI (Video for Windows) либо один из файлов видеоматериала, разложенного на кадры.

«Клякса» самостоятельно может выполнять разложение по полям (деинтерлейсинг), удваивая эффективное число кадров. Допускается следование сначала верхних полей (нечетных строк) или нижних полей (четных строк). Алгоритмы деинтерлейсинга включают копирование (Duplicate) или интерполирование (Interpolate) строк.

При создании проекта важно указать лишь, необходим деинтерлейсинг или нет, поскольку от этого зависит длительность проекта в кадрах, а остальные параметры можно будет настроить позже в редакторе свойств видеоматериала. В данном упражнении разложение по полям не потребуется, оставьте свойство Deinterlace Fields в положении Off.


Для того чтобы использовать видеоматериал AVI, в системе должен быть установлен декодер, соответствующий его формату. Открытие последовательности кадров не зависит от наличия или отсутствия кодеков в системе.

Поэтому в этом и последующих упражнениях используется последовательность fore####.jpg из папки Foreman (символам решетки соответствует четырехзначный номер кадра). Щелкните дважды на имени файла, что открыть последовательность. Все кадры из данной папки, соответствующие шаблону, в алфавитном порядке будут загружены в проект.

После того, как подложка загружена, ее можно просмотреть с помощью кнопок воспроизведения панели Time Controls:

Шаг 2. Установка текущего кадра

Некоторые операции в «Кляксе» используют позицию текущего кадра (например, создание нового сегмента).

Установите позицию текущего кадра на кадр с номером 6. Это можно сделать несколькими способами:

    Щелкните мышкой по линейке времени на кадре #6:

    Схватите за маркер текущего кадра на линейке маркеров

и перетащите его в положение, соответствующее кадру #6:

При перетаскивании кадр, на который указывает маркер, отображается в окне просмотра, а его номер - в панели Time Controls.

    Щелкните мышкой по номеру текущего кадра в панели Time Controls. В появившемся поле ввода наберите "6" и нажмите ENTER:

    Выберите пункт меню «Время|Перейти к кадру...» (клавиша Ctrl+G). В появившемся диалоге в строке «Кадо №» наберите "6" и нажмите OK.

Шаг 3. Создание сегмента трекинга

Для того чтобы определить процедуру трекинга, создайте новый сегмент. Выберите «Сегмент|Новый сегмент» (клавиша Ctrl+Shift+N), и созданный сегмент появится в области сегментов монтажного стола:

Новый сегмент соответствует диапазону, содержащему только один текущий кадр. Расширьте диапазон, чтобы он включал весь проект, последовательно потянув за передний и задний края сегмента:

Сегмент имеет светло-желтую окраску, что означает отсутствие вычисленных данных. Шероховатая структура означает выделенное состояние сегмента, и его свойства отображаются в редакторе свойств:

Шаг 4. Создание опорной маски

Для создания маски в ключевом кадре сегмента имеется две возможности: нарисовать маску самостоятельно во встроенном редакторе маски, либо загрузить ее из бинарного (1 бит на пиксель) файла BMP.

Для того чтобы нарисовать маску вручную, перейдите в режим редактирования маски, нажав на кнопку ключевого кадра:

Перед тем, как приступить к рисованию маски, установите режим ее отображения с помощью элементов панели Display Mode:

Маска отображается в виде полупрозрачной цветной области, соответствующей маскированным пикселям. Инверсная маска затеняет не объект, а его дополнение, контрастный цвет для данного изображения поможет четче видеть границу маски.

После этого выберите инструмент «Кисть» (Brush) в панели Tools:

Когда выбрана «Кисть», левая кнопка мыши добавляет пиксели к маске, а правая - удаляет. Обведите с помощью «Кисти» шею, лицо и шлем бригадира с внутренней стороны, стараясь как можно точнее повторить контур границы:

Размер кисти можно уменьшать/увеличивать клавишами ‘[‘, ‘]’ либо, удерживая ALT, кнопками мыши. Не печальтесь, если построенная маска будет слегка корявой и неточной, программа сама подправит ее во время счета.

Выберите инструмент «Заливка» (Paint Bucket) в панели Tools,

чтобы заполнить внутренность обведенной области по левому щелчку мыши:

Для того чтобы загрузить готовую маску из файла, выберите «Сегмент|Загрузить ключевую маску…» В появившемся диалоге Import Key Mask for the Segment укажите файл маски. Чтобы последующие результаты упражнений не отличались от описанных в тексте, загрузите готовую маску Foreman\masks\fore0006.bmp.

Пока сегмент не рассчитан, маска пропадает с экрана даже для ключевого кадра. Чтобы увидеть ее войдите в режим редактирования, как описано в начале данного шага.

Шаг 5. Расчет сегмента

Для запуска процесса счета выделите сегмент на монтажном столе (Timeline) и выполните команду меню «Сегмент|Считать» (клавиша ENTER), либо дважды щелкните левой кнопкой мыши по полоске сегмента.

После этого сегмент будет помещен в очередь расчета, и процесс вычислений будет запущен в фоновом режиме. Когда сегмент находится в очереди расчета, его полоска имеет фиолетовую окраску. Любое изменение параметров этого сегмента приведет к приостановке счета.

Сегмент в очереди счета

В процессе расчета полоска сегмента меняет окраску на темно-фиолетовую в интервале, где появляются вычисленные маски. Изменив текущее время композиции, вы можете увидеть их, не дожидаясь окончания счета.

Режим «Следить» (Follow) окна просмотра позволяет следить за процессом трекинга, автоматически отображая каждый вновь вычисленный кадр. Для его активации нажмите кнопку на панели Time Controls:

Когда ни один сегмент не стоит в очереди на счет, данная кнопка становится серой и нажать на нее нельзя. Режим слежения можно остановить, если нажать Пауза (клавиша SPACE) либо начать воспроизведение в любую сторону.

Режим «Следить» (Follow) включается автоматически всякий раз при расчете нового сегмента, если выставлена галочка возле значка «Время|Автоматическое слежение».

После того, как все кадры диапазона трекинга обработаны, сегмент выбывает из очереди расчета, и его полоска приобретает оранжевый цвет. Чтобы принудительно изъять сегмент из очереди расчета (либо приостановить вычисления, если они уже начались), выполните команду меню «Сегмент|Остановить» (клавиша ESCAPE).

Запустите расчет для сегмента, подготовленного на предыдущих шагах.

Полностью рассчитанный сегмент

Когда в композиции присутствуют рассчитанные сегменты, можно рассмотреть разные режимы работы окна просмотра, которые выбираются в строке «Режим» панели Display:

В скобках указаны горячие клавиши, ассоциированные с каждым из режимов. Два из режимов имеют смысл только в том случае, когда загружен дополнительный видеоматериал фона. Действие остальных режимов представлено на рисунках.

Matted Foreground

После завершения расчета нажмите на воспроизведение, чтобы проконтролировать визуально качество результата. Вы можете заметить два рода ошибок. Во-первых, множество тонких «волосков» торчит из маски:

Во-вторых, после кадра 15 маска «зацепляется» за стену, и чем дальше, тем хуже. Чтобы результат был качественнее, трекинг нужно вести с немного другими параметрами.

Шаг 6. Редактирование параметров алгоритма

Поскольку в данном видеоматериале каска постепенно открывает кусок стены, который отделен от прочей поверхности стены темной полоской, то алгоритм ошибочно относит этот кусок к объекту. Чтобы исправить ситуацию, алгоритму необходимо увеличить размер окна, через которое он изучает границу объекта с тем, чтобы в окно попадала часть стены за темной полоской. Данный параметр является, пожалуй, наиболее важным в программе, поскольку существенным образом влияет на качество результата и время счета одновременно.

Убедитесь, что сегмент сохранил выделение, отображаемое шероховатой текстурой; если нет - выделите его щелчком мыши.

В редакторе свойств щелкните на треугольную кнопку слева от группы свойств «Уточнение», раскрыв входящие в нее свойства:

Увеличьте значение параметра «Полуразмер окна» до 20, щелкнув по числовому полю и введя нужное значение:

Обратите внимание, что когда вы щелкаете на имени свойства, то оно подсвечивается голубым фоном, а ниже, рядом со знаком «i» отображается подсказка с описанием эффекта данного свойства.

Причина появления «волосков» на маске в том, что тонкая граница между темными и светлыми полосами на стене имеет цвет, в точности совпадающий с цветом прослеживаемого объекта. Действуя так же, как и прежде, установите значение параметра “Wool” removal в значение 1.

Когда значение параметра изменится, все рассчитанные маски в сегменте потеряются, а он станет опять изображаться желтым цветом вместо оранжевого. Повторите его расчет, как описано на шаге 5. Убедитесь, что маска перестала «наезжать» на стену, как прежде.

Шаг 7. Плавные маски

Даже если автоматически построенная бинарная маска получилась точной и проходит ровно по центру границы между объектом и фоном, зритель может увидеть отдельные зубчики пикселей. К тому же граница между объектами на изображениях, как правило, размыта. «Клякса» умеет строить плавные маски, учитывающие размытость границ, вырезаемого объекта.

По умолчанию плавные маски не рассчитывается, потому что они в разы увеличивают потребность программы в памяти.

Включите метод “Diffuse” в свойствах сегмента напротив группы «Размытие маски»:

При этом сегмент станет желтым, как будто он не рассчитан. Если галочку снять, то сегмент снова станет оранжевым. В данном случае желтый цвет означает лишь, что в сегменте отсутствуют плавные маски.

Рассчитайте сегмент, щелкнув по нему дважды мышкой. Процесс пройдет заметно быстрее, чем на шаге 5, потому что четкие бинарные маски пересчитывать алгоритму заново не придется.

Теперь можно смотреть на результат как до размытия маски, убрав в панели Display галочку возле «плавная», так и после, установив галочку:

Шаг 8. Сохранение результатов

Нажмите на пункт меню «Файл|Сохранить проект как…» и перед вами предстанет диалог, в котором необходимо будет ввести имя проекта и выбрать папку, в которой он будет сохранен. Введите «tutorial1» и нажмите ENTER. Проект будет сохранен под именем «tutorial. cxp», где cxp - стандартное расширение проектных файлов «Кляксы».

«Клякса» сохраняет внутри проекта все сегменты с настройками алгоритмов и вычисленными масками, поэтому проекты для больших видеоматериалов и длинных сегментов могут занимать весьма значительное место на диске, особенно когда рассчитываются размытые маски. Кадры видео в проект не попадают, хранятся лишь имена файлов видеоматериала.

Чтобы экспортировать все вычисленные маски в текущем рабочем диапазоне (Work Area), нажмите «Сохранить резкие маски…» или «Сохранить размытые маски…» в зависимости от желаемого результата. Появится диалог, в котором необходимо будет выбрать папку назначения и написать шаблон имени файла:

Маски будут сохраняться как отдельные файлы, с именами соответствующими шаблону. Символы решетки “#” при этом будут заменяться номерами кадров, а квадратные скобки будут опущены: FORE_000.bmp, FORE_001.bmp, FORE_002.bmp, и т. д.

Обратите внимание на поле в нижней части диалога «Export Masks to», которое появляется только, если вы пытаетесь экспортировать резкие (бинарные) маски:

Если значок не установлен, то программа выводит маски в наиболее оптимальном формате с расходом 1 бита на пиксель. Однако не все приложения могут открыть маски в этом формате. Для совместимости вы можете поставить значок, тогда размер файлов масок возрастет в 8 раз, но их сможет открывать более широкий круг программ.

В течение всего процесса сохранения масок на экране отображается немодальный диалог «Exporting masks…», в котором представляется текущий прогресс операции. Допускается в любой момент прервать экспорт нажатием на кнопку “Cancel”:

Также «Клякса» позволяется сохранять видеоматериалы (производить рендеринг ). Под этим понимается запись композиции из текущего временного диапазона с учетом текущих параметров отображения в окне просмотра, таких как цвет и прозрачность маски и др. Процесс сохранения выходных видеоматериалов очень напоминает экспорт масок. Необходимо обратиться к пункту меню «Файл|Рендеринг…», после чего возникает диалог, в котором требуется указать, куда сохранять результат. Однако есть и отличие от экспорта масок, заключающееся в том, что можно гибче выбирать выходной формат. Поддерживается запись в файлы AVI (Video for Windows) и покадровая запись:

Формат, который предлагается по умолчанию, а также варианты записи альфа-канала, перемешивания полей (интерлейсинга) и AVI кодер можно выбрать, обратившись к настройкам через меню «Файл|Настройки|Рендеринг…»:

Экспортирование данных и рендеринг являются асинхронными операциями. Вы можете одновременно с экспортом проводить расчет новых сегментов, либо одновременно запустить несколько операций экспорта.

Упражнение 2: несколько сегментов

Второе упражнение раскрывает дополнительные возможности программы, включающие работу с несколькими сегментами счета.

Шаг 1. Сегменты с совпадающим диапазоном и положением ключевого кадра

Выполнение второго упражнения связано с тем же видеоматериалом и проектом, созданным в упражнении 1. Если вы закончили упражнение 1 не только что, откройте проект “tutorial1.cxp”.

Сегменты, совпадающие по диапазону, можно использовать для сравнения результатов при различных параметрах алгоритма и подбора наилучших параметров для данного видеоматериала.

Выберите единственный сегмент, установите текущее время на кадр, являющийся ключевым для сегмента, и нажмите на пункт меню «Сегмент|Новый из активного». В результате появится второй сегмент выше текущего с совпадающим диапазоном:

Новый сегмент унаследует параметры и ключевую маску от существовавшего сегмента, в чем легко убедиться, взглянув в редактор свойств и перейдя в режим редактирования маски соответственно. Унаследованная маска будет уже уточненной, а не той, что пользователь нарисовал изначально.

Верните значение параметра «Уточнение|Полуразмер окна» с текущей величины 20, выставленной в первом упражнении на шаге 6, к значению по умолчанию - 10. Но сделайте другое изменение, переведя параметр «Понизить разрешение» в состояние «3x3 -> 1”:

Это изменение означает, что программа будет работать с изображениями, уменьшенными втрое по каждой координате. Тем самым эффективно происходит увеличение всех расстояний втрое, в том числе и размера окна сканирования. Подробнее о параметрах программы, смотри в соответствующем разделе ниже.

Рассчитайте новый сегмент. Теперь в композиции присутствует два сегмента с отличающимися масками. Сравните маски в каждом из сегментов как для некоторых выбранных кадров, так и в движении. Для этого вам потребуется знать, данные какого сегмента из двух отображаются в окне просмотра.

Выбран верхний сегмент

Выбран нижний сегмент

Отображается маска из нижнего сегмента

Ни один сегмент не выбран

Отображается маска из верхнего сегмента

Удалите (клавиша DEL) тот из сегментов, насчитанные маски которого показались вам хуже.

Шаг 2. Сегменты с различными диапазонами и положениями ключевых кадров

На предыдущем шаге мы учились выбирать параметры трекинга, обеспечивающие наилучшее качество результата. Однако встречаются ситуации, особенно в продолжительных видеоматериалах, когда никакие параметры не дают требуемого качества, если нарисовать вручную только одну опорную маску. Чем дальше процесс трекинга удаляется от ключевого кадра, тем сильнее автоматическая маска искажается и становится дальше от идеала.

Выберите кадр, на котором в нашем примере автоматическая маска обладает наибольшими искажениями. Пусть это будет кадр №28. Установите на него текущее время. Выберите существующий сегмент и нажмите на пункт меню «Сегмент|Новый из активного». В результате появится второй сегмент выше текущего с совпадающим диапазоном, но с ключевым кадром, расположенным в текущем положении:

Зайдите в режим редактирования маски нового сегмента, нажав на квадратик в нем, обозначающий ключевой кадр. Вы увидите, что маска из текущего кадра существовавшего сегмента (вместе с параметрами и диапазоном) была унаследована. Это существенно упрощает задачу ручного создания опорной маски, поскольку необходимо лишь кисточкой (инструментом Brush) произвести подправки в отдельно взятых областях. Сделайте эти поправки и закройте редактор маски, опять щелкнув по квадратику на сегменте. Если вы хотите поскорее завершить настоящее упражнения, то вместо редактирования маски вы можете загрузить ее уже в заранее подготовленном виде. Нажмите «Сегмент|Загрузить ключевую маску…» и в появившемся диалоге укажите на файл Foreman\masks\fore0028.bmp. Запустите расчет по созданному сегменту (клавишей ENTER).

Шаг 3. Композиция масок из различных сегментов

Обратите внимание на параметр сегмента Display Mask|Mode. По умолчанию он выставлен в значение Substitute. Это означает, что, когда нет активных сегментов, показывается маска самого верхнего сегмента в текущем кадре.

Но значение по умолчанию можно изменить. В таком случае происходит композиция масок из различных сегментов, начиная с самого нижнего. По мере движения вверх маска каждого следующего сегмента учитывается в соответствии со значением параметра Mode. Если для верхнего сегмента выставить его в положение Add:

то маски двух сегментов начнут складываться: пиксель включается в маску композиции, когда он включен в маску хотя бы одного из сегментов. Чтобы увидеть композицию сделайте так, чтобы ни один сегмент не был активным, например, щелкните мышкой на монтажном столе вне полосок сегментов или при помощи комбинации клавиш CTRL + стрелка вверх или вниз.

Давайте воспользуемся сложением масок. При прослеживании от кадра 6 «Клякса» делает ошибки в области справа от каски бригадира. Как уже отмечалось выше, это происходит оттого, при движении вперед по времени открывается новая область стены, которая ошибочно относится не к фону, а к объекту. При прослеживании от кадра 28 в сторону уменьшения номеров кадров сходная проблема возникает в области шеи бригадира, слева. Если в кадре 6 стереть верхнюю часть опорной маски, в кадре 28 – нижнюю часть опорной маски, провести трекинг, а затем сложить маски, то можно избавиться от обеих проблем в объединенной маске. Например, для кадра 16 маски выглядят следующим образом (режим отображения Mask Only):

ключевая маска сегмента находится левее

ключевая маска сегмента находится правее

композиция, ни один сегмент не выбран

Заметьте, что мы получили наиболее удовлетворительный результат, даже не меняя параметров трекинга, выставленных по умолчанию, как в первом упражнении. Создание нескольких сегментов - наиболее мощный инструмент улучшение результатов «Кляксы». Изменение направления трекинга может кардинальным образом сказываться на полученных масках. И когда вы научитесь пользоваться этой особенностью, вы добьетесь неподражаемых эффектов!

Упражнение 3: передача в AE

Третье упражнение посвящено передаче масок в AE. Основная сложность при передаче масок в AE связана с тем, что «Клякса» представляет маски как растровые изображения, в то время как AE использует B-сплайн для определения контура маски. Для преодоления этого разногласия в «Кляксе» предусмотрен режим «стеснения свободы маски». Он заключается в том, что после построения растровая маска в каждом кадре автоматически подгоняется под B-сплайн с заданным числом узлов и заданными типами всех узлов.

Поскольку B-сплайн является кусочно-гладкой кривой, то отдельные негладкие «выбоины» в маске после стеснения исчезают, а результат трекинга меняется. Второй недостаток создания B-сплайнов в том, что он не совместим с композицией, а работает в рамках только отдельного сегмента.

Шаг 1. Необходимое изменение параметров сегмента

Откройте снова проект “tutorial1.cxp”, созданный в ходе первого упражнения.

Измените параметры сегмента так, как это показано на рисунке

То есть включите группу «Стеснить свободу маски». Снимите галочку у свойства «Гладкий контур», поскольку контур маски прослеживаемого объекта содержит негладкие изломы. Увеличьте число возле «Степени свободы» до 12 из-за того, что меньшим числом Безье-кривых описать данный контур маски никак не получится. Так же можете выключить алгоритм «Размытие маски», потому что он влияет только на полутоновую маску внутри «Кляксы», но не на экспорт в AE.

Рассчитайте сегмент с новыми параметрами.

Шаг 2. Копирование данных из «Кляксы» в буфер обмена

Прежде выполнения копирования настройте параметры экспорта контуров из «Кляксы». Щелкните мышью на монтажном столе (Timeline) вне полосок объекта, фона и сегментов, чтобы снять выделение со всех сегментов. Тогда редактор свойств отобразит параметры всей композиции:

Параметр «Частота кадров» очень важен. Он должен совпадать с частотой кадров видеоматериала, загруженного в AE для достижения правильности передачи масок. Значение параметра зависит в том числе и от того, используется разложение по полям (деинтерлейсинг) или нет. Если после передачи масок в AE вы обнаружите, что движение маски обгоняет или отстает от движения видеоматериала, то вернитесь к изменению данного параметра и повторите экспорт данных.

«Клякса» вычисляет маски для всех кадров сегмента, что в терминах AE означает, что каждый кадр должен являться ключевым. Однако в проекте AE не всегда желательно делать все кадры маски ключевыми. Поэтому в «Кляксу» включен специальный алгоритм, адаптивно сокращающий ключевые кадры при экспорте. Он полагает, что ключевой кадр не нужен, если положения всех узлов B-сплайна, интерполированные по ближайшим ключевым кадрам, находятся от их истинных положений на расстоянии (измеряемом в пикселях) меньшем, чем значение параметра «Неточность».

Теперь, когда параметры экспорта настроены, выберите сегмент. Щелкните на пункте меню «Сегмент|Скопировать контур». Всё, маски были благополучно скопированы в буфер обмена, в чем несложно убедиться, изучив содержимое буфера в любом текстовом редакторе. Вы увидите нечто вроде следующего:

Animated Bezier Contour

Шаг 3. Вставка маски из буфера обмена в слой композиции AE

Для выполнения операции вставки маски из буфера обмена в AE должен быть установлен плагин “Arkan. aex”. Установка плагина происходит одновременно с установкой «Кляксы». Однако, если у вас имеется более одной версии AE на компьютере, плагин будет установлен только в саму последнюю версию AE. В остальные версии AE его придется переписать вручную.

Переключите свою работу в AE и создайте новый проект в нем.

Нажмите File|Import|File… (комбинация клавиш CTRL+I), выберите один из кадров видеоматериала, с которым производились все упражнения, - fore0000.jpg и поставьте галочку возле “JPEG sequence” перед нажатием на кнопку “Open”.

Щелкните правой кнопкой мыши на импортированном видеоматериале и выберите Interpret Footage|Main… (комбинация клавиш CTRL+F). В появившемся диалоге установите в поле “Assume this frame rate” ту частоту кадров, которая стоит в параметрах экспорта проекта «Кляксы». Нажмите “OK”, чтобы закрыть диалог.

Перетащите импортированный материал на кнопку “Create a new Composition.”, чтобы создалась новая композиция, и данный видеоматериал стал слоем в ней.

Обратитесь к пункту меню Edit|Paste Mask:

Если данный пункт меню отсутствует, то плагин просто не был установлен в данную версию AE. Следуйте указаниям, приведенным выше. Если данный пункт меню присутствует, но не доступен, то проверьте, выбран ли в композиции слой. Если выбран, то вернитесь в «Кляксу» и повторите операцию «Сегмент|Скопировать контур».

После успешного импорта маски, на монтажном столе (Timeline) вы должны будете увидеть ключевые кадры маски:

А маска в окне просмотра результатов композиции будет выглядеть примерно так:

Параметры программы

В «Кляксе» каждый сегмент обладает довольно значительным списком свойств, сгруппированных иерархически. Опытному пользователю это позволяет контролировать работу программы в мельчайших деталях, хотя, конечно, затрудняет знакомство с ней новичку. На первых порах можно вовсе ничего не менять.

К счастью, большинство свойств снабжено информативными подсказками. В ходе упражнений была рассмотрена часть важнейших свойств программы и был приведен способ наглядного выяснения влияния свойств за счет создании пары одинаковых сегментов, отличающихся только интересующимся свойством.

Рассмотрим здесь кратко некоторые параметры.

Понижение разрешения . Прослеживание быстродвижущихся объектов требует увеличения параметров «Оптический поток | Максимальное движение» и «Уточнение | Полуразмер окна», которые сильно влияют на скорость счета. Альтернативой является этот режим, в котором происходит частичная замена кадров видеоряда их мелкомасштабными копиями. Если параметр «Уточнение | Источник информации» находится в состоянии «Опорный кадр» (Reference Frame) либо «Оба кадра» (Both Frames), то реально происходит два уточнения: одно с мелкомасштабными изображениями, другое с обычными, чтобы маска не выглядела состоящей из крупных блоков пикселей. Понижение разрешения не влияет непосредственно на размытие маски.

Включение “Optic Flow ” приводит к тому, что будет вычисляться глобальное движение между каждой новой парой кадров перед тем, как варьировать границы маски. К этому пункту стоит обращаться, если движение объекта значительное, но его контур при этом меняется относительно мало.

Методы “MinCut” и “Pyramid Refine” являются альтернативой выбранного по умолчанию “Refine”. Не имеет смысла ставить галочку возле более чем одного из этих трех методов одновременно.

Горячие клавиши

Операции с файлами (меню Файл)

Создать новый проект, указав основной видеоматериал на диске

Открыть сохраненный проект с диска

Редактирование (меню Правка)

Отменить последнее действие

CTRL + SHIFT + Z

Повторить последнее отмененное действие

Удалить активный объект

Операции с сегментами (меню Сегмент)

CTRL + SHIFT + N

Создать новый сегмент с ключом на текущем кадре

CTRL + стрелка вниз

Выбрать следующий нижележащий сегмент (или самый верхний сегмент, если прежде не было ничего выбрано)

CTRL + стрелка вверх

Выбрать следующий вышележащий сегмент (или самый нижний сегмент, если прежде не было ничего выбрано)

Начать (продолжить) расчет активного сегмента

Прервать расчет активного сегмента

Управление просмотром изображений (меню Изображение)

На время удерживания клавиши CTRL нажатой переключится на лапку

На время удерживания клавиш CTRL и ALT нажатыми переключится на лупу

CTRL + "+" (num)

Увеличить масштаб просмотра изображения вдвое

CTRL + "-" (num)

Уменьшить масштаб просмотра изображения вдвое

Подобрав масштаб, разместить изображение полностью и без бордюра в имеющемся окне просмотра

Сопоставить одному пикселю на экране монитора точно один пиксель просматриваемого изображения

Движение во времени (меню Время)

Перейти в самое начало композиции

Перейти к началу рабочей области

PAGE UP / CTRL + стрелка влево

Отступить на кадр назад

Начать проигрывать композицию в обратную сторону

Остановить проигрывание или начать проигрывать композицию

PAGE DOWN / CTRL + стрелка вправо

Сделать шаг на один кадр вперед

Перейти к концу рабочей области

Перейти в самый конец композиции

Перейти к левому краю активного сегмента

Перейти к правому краю активного сегмента

Указать кадр по номеру и сделать его текущим

Монтажный стол (Timeline)

Увеличить масштаб шкалы вдвое

Уменьшить масштаб шкалы вдвое

CTRL + ALT + HOME

Выбрать наименьший масштаб шкалы, при котором она целиком разместится в отведенном окне

Сделать текущий кадр началом рабочей области

Сделать текущий кадр концом рабочей области

Передвинуть начало активного сегмента на текущий кадр

Передвинуть конец активного сегмента на текущий кадр

Кисть (Brush)

ALT + "+" (num) / ALT + левая кнопка мыши / ]

Увеличить размер кисти

ALT + "-" (num) /
ALT + правая кнопка мыши / [

Уменьшить размер кисти