Герой сегодняшнего нашего теста - Olympus OM-D E-M10. Это совершенно новая беззеркалка, анонсированная меньше месяца назад. Она стала продолжателем современной линейки Olympus OM-D, в которой на данный момент кроме нее уже существует две модели: первопроходец E-M5 и новый флагман E-M1 . Но от своих старших во всех отношениях собратьев новинка отличается чуть более скромными характеристиками и намного более привлекательной ценой. При этом за скромным ретро-дизайном E-M10 скрывается такое большое количество новых функций и особенностей, что рассказывать о них мы будем в формате “неделя с экспертом”, публикуя день за днем новые главы большого теста и делясь опытом съемки на камеру в реальных условиях.

Кстати, уже сейчас можно оформить предзаказ на Olympus OM-D E-M10 в фирменном магазине , а посмотреть камеру в живую и даже протестировать ее можно в магазинам Медиа Маркт.

Начнем же традиционно - со знакомства. Olympus OM-D E-M10 - это компактная системная камера со сменной оптикой. Причем слово “компактная” как нельзя лучше описывает главную особенность этой новинки. Когда я получал технику на тест, то никак не мог поверить, что смогу уместить фотоаппарат, зарядку к нему и шесть (!) объективов в свой маленький фоторюкзак. Но Olympus умеет удивлять: эта техника заняла ровно половину места в моем рюкзаке, уместившись в одном его отделении.

Своей компактностью камера и вся система Micro 4/3 обязаны прежде всего размеру матрицы. Сенсор формата 4/3” имеет физические размеры 17,3x13 мм - чуть меньше, чем, например, у большинства любительских зеркалок. Некоторые скептики считают, что подобный размер матрицы ограничивает возможности работы с малой глубиной резкости и может негативно сказаться на уровне шумов. Что же, для нас это только повод уделить данным вопросам повышенное внимание в нашем большом тесте.

Кстати, матрица в E-M10 используется та же, что и в полюбившемся миллионам E-M5 . Ее разрешение 16 мегапикселей, изготовлена она по КМОП-технологии. Зато процессор в E-M10 установлен более новый - TruePic VII. Высокая скорость серийной съемки - до 8 кадров/с - это отчасти его заслуга.

Я упомянул, что Olympus OM-D E-M10 будет стоить значительно меньше своих старших собратьев. Давайте попробуем разобраться, на чем пришлось сэкономит разработчикам, а какие характеристики и особенности остались неизменными.

Опыт некоторых других производителей фототехники учит нас, что в первую очередь при выпуске более доступной модели происходит удешевление материалов корпуса. Но здесь такой тенденции не прослеживается: лицевая и верхняя панель камеры, управляющие диски и даже поднимающаяся вспышка изготовлены из металла. Из пластика - детали задней панели и нескользящие накладки. При этом качество сборки на высоте: камеру просто приятно держать в руках.

Начиная с самых первых моделей , беззеркалки Olympus славились своими встроенными стабилизаторами изображения на основе сдвига матрицы. Такой подход к стабилизации позволил одним выстрелом убить двух зайцев: не размещать стабилизатор в оптике (и как следствие - сделать ее дешевле и компактнее) и реализовать стабилизацию при работе с любым объективом.

Не стал исключением и Olympus OM-D E-M10. В нем применен трехосевой стабилизатор на основе сдвига матрицы. Напомню, что в E-M1 и E-M5 применялись пятиосевые стабилизаторы, которые чуть более эффективны при съемке с небольшого расстояния. Однако, трехосевой стабилизатор тоже способен компенсировать вращательные движения камеры, которые чаще всего и приводят к смазу.

Строить кадр фотографу предлагается либо по наклонному сенсорному экрану с диагональю 3 дюйма и разрешением 1040000 точек (это, кстати больше, чем у E-M5) или через ЖК-видоискатель с разрешением 1440000 точек.

При этом производитель заявляет, что на данный момент камера обладает самой низкой в своем классе задержкой отображения информации. Чуть позже мы проверим это. Пока же могу сказать, что картинка в электронном видоискателе действительно воспринимается как живая: частота обновления очень высокая (заявлено до 120 кадров/с), изображение не стробит даже на динамичных сюжетах.

Автофокус камеры похож на тот, что мы видели у E-M5: классический контрастный автофокус по матрице с возможностью выбора области фокусировки и ее размера (в том числе при помощи касания). Кроме ставшей привычной фокусировки по лицам в кадре есть и кое-что интересное: в случае портретной съемки можно задать приоритет фокусировки на глазах, при этом можно отдать приоритет левому или правому глазу. Интеллектуальные способности современных камер не перестают удивлять.

  • Отличное качество изображения, особенно из RAW-файлов
  • Широкий динамический диапазон, как для датчика формата 4/3 (Four Thirds)
  • Очень хорошая производительность при высоких значениях ISO
  • Реалистичные цвета и высокая точность оттенков
  • Несмотря на отсутствие АА фильтра (сглаживающий низкочастотный фильтр, отсутствие этого фильтра дает более высокую резкость, повышая детализацию) , практически нет муара, хотя он может появляться в HD видео
  • Высокая скорость автофокуса и минимальный лаг затвора
  • Способность фокусироваться в условиях с очень слабым освещением
  • Высокая скорость серийной съёмки 8 к/с в полном разрешении (с автофокусом только на первом кадре)
  • Приличный объём буфера для своего класса
  • Высокое качество видео Full HD в формате H.264; хорошая детализация и цвета
  • Электронный видоискатель с высоким разрешением
  • Сенсорный наклонный ЖК-экран с высоким разрешением
  • Частота обновления в EVF очень высокая (не так высока как с оптическим видоискателем, но отличная для электронного видоискателя)
  • Встроенная вспышка поддерживает беспроводную систему вспышек Olympus RC
  • Горячий башмак для подключения внешней вспышки
  • Механическая стабилизация изображения (за счёт сдвига матрицы по трём осям)
  • Встроенный модуль Wi-Fi с возможностью дистанционного управления, Live View и функция tap-to-focus, плюс контроль над экспозицией через приложение
  • Компактность и лёгкость (119 х 82 х 46 мм; 515 г)
  • Много возможностей для управления настройками
  • Очень хорошее соотношение цена/качество. На момент написания статьи средняя цена на комплект с китовым объективом 14-42 составляет 900 долларов.

Недостатки:

  • Автоматический баланс белого слишком «тёплый» в помещении
  • Режим HDR не так хорош как ожидалось
  • Жёсткое програмное снижение шума при высоких значениях ISO
  • Нет режима Sweep Panorama (необходимо программное обеспечение для сшивания изображения на компьютере)
  • Низкая скорость серийной съёмки в сопровождении непрерывного АФ (3.5 к/с)
  • Система контрастного автофокуса с трудом фокусируется на мелких и низкоконтрастностных объектах
  • Средняя выносливость батареи
  • Слабая встроенная вспышка
  • Нет гнезда для подключения внешнего микрофона
  • Нет разъёма для наушников, чтобы контролировать звук во время записи видео
  • Нет HDMI-выхода для несжатого видео
  • Качество видео Motion JPEG (AVI) оставляет желать лучшего (сохраняет множество артефактов сжатия)
  • Недостаёт погодного уплотнителя
  • Система меню Olympus запутанная и громоздкая

С точки зрения производительности, E-М10 уникальная фотокамера, в которой слились элементы флагманской модели Olympus E-M1 и первой фотокамеры в этой серии, OM-D Е-М5. Новый фотоаппарат получил более быстрый процессор обработки изображения, увеличенное количество зон контрастной фокусировки и аналогичный датчик без AA-фильтра (как в E-M1). К тому же E-M10 отличается ещё более компактными размерами, чем E-M5, что делает его отличным спутником для повседневной съёмки.

Хотя фотоаппарат E-M10 использует неторопливую систему автофокуса с определением контраста, он отлично справляется с фокусировкой для большинства съёмочных ситуаций за исключением очень быстро движущихся объектов. Например, для фотографирования спорта или дикой природы предпочтительнее использовать зеркальную фотокамеру с фазовой системой автофокусировки. Если вы увлекаетесь уличной и пейзажной фотографией или ищете фотокамеру, которую возьмёте в путешествие, E-М10 угодит вам высокой производительностью и фантастическим качеством изображения с возможностью съёмки резких и детализированных фотографий с отличным динамическим диапазоном для своего класса.

Конечно, не обошлось и без компромиссов. Некоторые из них стали необходимостью, чтобы снизить цену или дифференцировать E-M10 от других фотокамер серии OM-D, но есть и типичные причуды Olympus, например, запутанная система меню и по умолчанию отключены такие функции, как выбор самого высокого качества в формате JPEG и Super Control Panel.

Фотоаппарат E-M10 заимствует количество точек (81) АФ от E-M1, но не наследует его гибридную систему автофокусировки, поэтому E-M10 может с трудом сосредотачиваться на низкоконтрастностных, быстродвижущихся или очень мелких объектах, например, на птицах. Также в новом фотоаппарате нет погодного уплотнителя и более продвинутых видеоориентированных спецификаций: внешнего разъёма для подключения микрофона и гнезда для наушников. Хотя к E-M5 подключение микрофона также не предусмотрено. E-M10 предлагает формат видео на выбор H.264 или Motion JPEG, качество MJPEG оставляет желать лучшего и не доступно в формате Full HD.

В E-M10 значительно улучшилось качество HD видео по сравнению с другими фотокамерами Olympus со сменными объективами начального уровня, появился встроенный адаптер Wi-Fi и множество настраиваемых функций, дисков и кнопок. В целом, преимущества значительно перевешивают недостатки этой компактной системной фотокамеры. Olympus E-M10 станет отличным выбором не только для фотографов, которые впервые покупают фотоаппарат со сменным объективом, но и для более продвинутых энтузиастов, жаждущих обрести больше контроля над настройками. Выпуская E-М10, компания Olympus заявила, что «OM-D – фотокамеры для всех», так оно и есть.

02.09.2017 15829 Тесты и обзоры 0

Компания Olympus, выпустив модельный ряд OM-D E-M10, предложила фотографам стильные, удобные и функциональные камеры. Но останавливаться на двух моделях компания не собиралась, представив Olympus OM-D E-M10 III.

Обычно камеры с приставкой Mark практически не отличаются от предыдущих моделей в линейке, получив лишь незначительные обновления.Справедливо ли это утверждение? Новая Olympus OM-D E-M10 Mark III очень похожа на свою предшественницу, но, несмотря на наследование многих черт и характеристик, набор функций был переделан. Давайте посмотрим сравнительную таблицу основных спецификаций.

Камера Olympus OM-D
Матрица

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

Процессор

TruePic VIII

Стабилизация изображения 5-осевая
(4 EV)
5-осевая
(4 EV)

5-осевая
(5 EV)

Электронный затвор Да Да
Минимальная выдержка 1/4000 с

1/4000 с
(1/16000 с электронным затвором)

1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)

Диапазон ISO 200-25600
(с расширением 100-25600)
200-25600
(с расширением 100-25600)

200-25600
(с расширением 100-25600)

Монитор

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный

Встроенный
электронный
видоискатель
2.36 Мточек
OLED
0.62x
2.36 Мточек
OLED
0.62x

2.36 Мточек
OLED
0.74x

Фокусировка 121 точка 81 точка
Серийная съемка 8.6 к/с 8.5 к/с

10 к/с

Встроенная вспышка Есть Есть
Максимальное качество видеосъемки

4K 3840 x 2160 @ 30p

Full HD
1920×1080@60

Full HD
1920×1080@60

Тайм-лапс Да Да
Микрофонный разъем Нет Нет
Брекетинг по фокусировке Да Да Нет
Защищенное исполнение Нет Нет
Габаритные размеры, мм
Вес, г 410 390

Не сразу можно заметить разницу между OM-D E-M10 Mark III и E-M10 Mark II. Камеры близки по форме и габаритам, органы управления расположены на тех же местах и внешне не претерпели радикальных изменений. Тем не менее, различия всё же есть, главное из которых - существенным образом переработан интерфейс и система управления; снаружи этого и не заметишь. Переработанный выступ на передней панели для хвата стал изогнутым и чуть сильнее выдается из корпуса. Казалось бы, мелочи - однако, взяв камеру в руку, обнаруживаешь, что хват стал более удобным.

Среди компактных камер ОМ-D E-M10 III выделяется своим богатым набором элементов контроля настроек. Несмотря на миниатюрные размеры, на корпусе камеры нашлось место для двух дисков управления, а также для множества кнопок. Большие диски не только выглядят хорошо, но и значительно удобнее в управлении, чем раньше. Причем не сказали бы, что раньше были какие-то проблемы - это тот пример, когда всегда можно лучше.

По сравнению с E-M10 II, диски управления и кнопки в Mark III были немного переделаны. Они стали больше, а обозначения понятнее. Рифление на всех дисках стало чуть более узким, но эта разница не принципиальна. Два диска управления утратили черные вставки. Джойстик стал легче и понятней для быстрой настройки ключевых параметров без погружения в экранное меню.

Кнопка с красной точкой запускает (и останавливает) видеозапись. Кнопка Fn2 - как была у E-M10 II, так и осталась программируемой, только раньше по умолчанию она включала управление светами и тенями, а сейчас - цифровой телеконвертер. Видимо, разработчики вполне разумно посчитали, что у фотолюбителя, который купил камеру с китовым объективом, возможность «приблизить» снимаемую сцену (по сути, увеличить масштаб вдвое) окажется в более высоком приоритете. В режиме просмотра кнопка Fn2 включает и отключает защиту снимков от удаления. Да выступе задней панели расположена еще одна программируемая кнопка, Fn1. По умолчанию она включает блокировку экспозамера и автофокуса.

Переключатель в левой части верхней панели стал более красивым, чем у E-M10 II, однако функции его остались прежними. Поворот на 90 градусов - камера включается. Упругое нажатие еще немного дальше, в сторону надписи «UP» - и встроенная вспышка поднимается в рабочее положение. Опускать её нужно вручную, нажимая сверху.

Кнопка, которая расположена рядом с рычажком, изменилась - как внешне, так и по сути. Раньше это была программируемая Fn3, теперь - «быстрая кнопка», или «кнопка быстрого меню». Реакция камеры на ее нажатие зависит от того, какой режим включен в данный момент. Опять же, об этом чуть дальше.В крайнем левом углу вы увидите новую кнопку «Быстрый вызов», которая позволяет пользователям перейти непосредственно к экрану соответствующих настроек, независимо от того, в каком режиме съёмки он находится. Например, в режимах AUTO, Scene (SCN), Advanced Photo (AP), и Art Filter (ART) при нажатии кнопки быстрого меню открывается графический дисплей, показывающий различные сцены, которые могут быть выбраны на сенсорном экране.

Расположение органов управления на задней панели E-M10 Mark III точно такое же, как у Е-М10 II. Однако на четырех навигационных клавишах, которые раньше были безымянными, теперь появились надписи, в соответствии с их функциями: ISO (вверх), Выбор зоны автофокуса (влево), Режим вспышки (вправо) и Режим затвора (вниз).

Интерфейс на Mark III имеет «обновленную» структуру и дизайн, аналогичные топовой модели OM-D E-M1. Конечно, с заметно меньшим количеством страниц и пунктов, что обусловлено как объективно более скромными функциональными возможностями любительской камеры по сравнению с профессиональным флагманом, так и сознательным стремлением разработчиков упростить работу с камерой. Внутрикамерное меню разбито на шесть разделов - Меню съемки 1 и 2, Меню видео (впервые в камерах младшей линейки видеосъемка вынесена в отдельный раздел - и это неудивительно, с учетом возросших возможностей камеры в этой области и появления режима 4К), Меню просмотра, Пользовательское меню и Меню настройки. Пользовательское меню обозначено пиктограммой шестеренки. В нем одиннадцать страниц, обозначенных буквами (иногда с цифрами расширения). Дизайн строгий, цветовое кодирование страниц, принятое во всех предыдущих камерах Olympus (кроме E-M1 Mark II), убрано.

Экран прежний: три дюйма, разрешение 1037000 пикселей, откидной, но он не может полностью переворачиваться для создания селфи. Классическое для Olympus решение, подобный экран ставится на все старшие модели компании. Дисплей очень яркий, обладает сочными цветами, сенсорный, с его помощью можно управлять большинством параметров и функций, как во время съемки, так и в просмотре. Прикосновением к экрану можно указывать камере область фокусировки, или даже одновременно выполнять спуск затвора. Когда включен (через меню) режим «Тачпад АФ», вы можете, глядя в окуляр видоискателя, движениями пальца по дисплею перемещать точку фокусировки, и это будет отображаться в видоискателе.

В режиме Live View на экран выводятся параметры съемки, сетка, гистограмма, виртуальный горизонт (в виде двух шкал, отражающих не только горизонтальное, но и вертикальное отклонение камеры); проблема только в том, что не все из этого можно совместить — увидеть на экране одновременно гистограмму и горизонт, например, невозможно.

Электронный видоискатель у E-M10 Mark III - очень качественный, его разрешение составляет 2.36 миллиона точек, как и у E-M10 II, как и у старших моделей OM-D (хотя увеличение несколько меньше, чем у них (0.62x против 0.74x у E-M1 Mark II и E-M5 Mark II). Картинка в видоискателе E-M10 III воспринимается достаточно большой.

Сама система автофокуса у Olympus OM-D E-M10 III изменилась. С 81 точки в Mark II было произведено расширение до 121 точки. Эти точки можно выбирать прикосновениями к экрану. Также доступен спуск затвора при выборе точки, как это реализовано в некоторых камерах смартфонов. OM-D E-M10 III может снимать со скоростью 8.6fps, до 22 кадров RAW в серии или 36 JPEG. Скорость падает до 3.8fps, если вам нужна непрерывная автофокусировка.

Доступна функция брекетинга по фокусировке. Она позволяет получить до 999 кадров с отличающейся по фокусу картинкой. Шаг фокусировки настраивается как исходная позиция - дальше камера сама сделает нужное число снимков с заданным шагом, делая их единой серией (до 10 кадров на высокой скорости, затем с паузами, буфер обмена невелик). Очень полезная функция при макросъемке, когда тяжело определиться с точкой фокусировки, автофокус не справляется, либо вы ведете съемку на объектив с ручным фокусом. Также все полученные кадры можно склеить в редакторе и получить снимок с большой глубиной резкости даже на открытой диафрагме.

Не изменилась система затвора. Компанию необходимому механическому с диапазоном выдержек 30-1/4000 составляет электронный с возможностью съемки с выдержкой вплоть до 1/16000. Помимо возможности снимать на открытой диафрагме в солнечную погоду он дает бесшумный режим съемки. Но не только ультракороткие выдержки дарит нам E-M10 Mark III: в камере уже традиционно стоит 5-осевой стабилизатор, как на E-M5 и E-M1.

Как всегда, выделяются арт-фильтры, по исполнению которых с Olympus трудно тягаться. К списку из 14 фильтров, которые были на первой версии, добавилась новинка - Bleach Bypass («Пропуск отбеливания») в двух вариантах. Глубокой подстройки Арт-фильтров не предусмотрено, они всегда по большей частью используются «как есть». Однако почти всегда можно привнести относительно небольшие, косметические, изменения - включить «цветные фильтры» в монохромных режимах. или придать цветное окрашивание монохромному изображению. Можно использовать дополнительные эффекты - прямое и обратное виньетирование, добавлять рамку, размытие краев и так далее.

Конечно же, есть и самые различные дополнительные настройки: с помощью E-M10 Mark III можно автоматически клеить снимки с мультиэкспозицией, снимать time lapse, уникальная функция live composite, которая идеально подходит для съемки звездного неба, звездных треков, молний и фризлайта, внутрикамерная склейка HDR. Есть различные цветовые схемы (в том числе и фирменная система работы с цветом i-Enhance), многочисленные виды брекетинга (добавлен брекетинг по балансу белого). На месте и система, позволяющая вручную настраивать градацию светов и теней с помощью простейшей диаграммы.

В камеру встроен модуль Wi-Fi, позволяющий быстро передавать сделанные снимки и использовать смартфон/планшет в качестве пульта дистанционного управления. Подсоединение смартфона/планшета осуществляется за счет считывания QR-кода — без логина и пароля. Но еще более шустрая система, с NFC, пока еще обходит камеры Olympus стороной.

Самая большая модернизация в E-M10 Mark III по сравнению с его предшественником является добавление 4K-видео со скоростью до 30p, с потоком до 102 Мб/с. HD видео также доступно. Есть Slow Motion видео с частотой 120 кадров в секунду. При этом через меню можно задавать частоту кадров (50/25/24) и степень сжатия (SF/F/N). Но камера по-прежнему не имеет микрофонного входа и выхода на наушники, что автоматически лишает ее профессионального применения. Но для любительского видео ее возможностей, особенно в сочетании с потрясающим стабилизатором, хватит с головой.

Сенсор остался без изменений- это Live MOS стандарта Micro Four Thirds (физический размер — 17,3 х 13 мм, кроп-фактор — 2) разрешением 16 мегапикселей. Небольшим недостатком сенсора можно назвать высокий нижний порог светочувствительности, характерный для Micro Four Thirds - ISO 200 с возможностью искусственного расширения до ISO 100. По работе на высоких ISO сенсор также не относится к числу лидеров - рабочим можно назвать диапазон до ISO 1600, выше шумы уже становятся навязчивыми, необходимо их давить. Но за счет стабилизатора сильно падает необходимость снимать на завышенных ISO. А вот процессор - нового поколения TruPic VIII, которые обеспечивает работу улучшений в камере.

Оснащение камеры отметим встроенную вспышку с ведущим числом 5,8, порты Mini USB и HDMI и слот для карт памяти SD, SDHC и SDXC. Без подзарядки можно сделать всего 330 снимков.

Резюме

Olympus OM-D E-M10 III - косметическое обновление одной из самых сбалансированных беззеркалок на рынке. Mark III производит впечатление достаточно мощного фотоинструмента с богатой функциональностью и дружественным интерфейсом. Прекрасная камера для фотолюбителя.

Да. Olympus EM-1 - удивительная камера. Настоящий знаменосец системы Micro 4:3, и на знамени её виднеется перечёркнутое кроваво-алым зеркало. В фотоиндуистрии назревает настоящая революция, подобная той, что с ней уже бывала: при повальном переходе с пластин на плёнку, и с плёнки на «цифру».

Olympus OM-D EM-1 против Nikon D600: флагман беззеркалок против полного кадра

Последней беззеркалкой, которой пользовался автор до E-M1 была Fujifilm X-S1. Шёл 2012-й, из каждого утюга доносилось «Sexy and I Know It», и, помнится, впечатления от этой камеры остались неоднозначные. Как тогда казалось, все выходящие «убийцы» зеркалок обречены томиться в сумках гиков, а в худшем же случае, как с X-S1 - на самоубийство. Все спокойно продолжали пользоваться своими D5100, хотя уже тогда ясно чувствовалось: когда-нибудь беззеркалки зададут жару.

Olympus OM-D E-M1

Ведь, что есть, в сущности, зеркальная камера? Для чего ей зеркало? Ответ: для фокусировки и визирования. Никак в процессе формирования непосредственно самой картинки оно не участвует. А раз так, то вопрос полного отказа от этого сложного механизма - лишь вопрос времени. Предоставьте его технологии, и она разовьётся до нужного уровня. Зеркало станет таким же анахронизмом, как жёсткие диски в ноутбуках, например. Однако тогда, в 2012 году, было ещё рано.

Именно этим во многом объясняются столь лестные отзывы от профессиональных фотолюбителей. Они брали в руки новые "Олимпусы" и… «О боже! Она так быстро фокусируется! И целых 10 кадров в секунду! Ого, и шумов почти нет! Надо брать.» Изначально заниженные ожидания и так несложно превзойти, а уж Olympus это сделал с большим запасом. Да так, что появился крамольный соблазн начать сравнивать их с, погоди-погоди, полнокадровыми камерами!

Действительно, ведь всё то, в чём раньше беззеркалки так откровенно проигрывали традиционным Nikon и Canon, было больше неактуально. Журналисты, пишущие о технике, вдруг начали понимать, что никаких по-настоящему весомых причин носить с собой 3-5 кг техники нет.

И, надо заметить, не только журналистов коснулось это поветрие. Многие фотографы с радостью брали на тесты эти камеры, в том числе E-M1, и оставались в восторге. Тем не менее, они, в отличие, от гиков, почему-то не спешили менять свои тяжелые полнокадровые комплекты «тушек» и оптики на них. Хотя, казалось бы, они с камерами возятся гораздо больше, их вес должен больше волновать. Поначалу для себя автор это объяснял исключительно привычкой. То есть, рациональных доводов нет. Однако после некоторых размышлений автор пришел несколько к другому мнению.

Как сделать хорошую фотографию

К удачному успешному снимку можно подобраться с двух концов: со стороны «формы» и со стороны «содержания». Нет смысла спорить, что важнее, хотя и есть такой соблазн. Тем не менее, никаких оснований полагать, что любой технично сделанный кадр будет шедевральным.

Единственная разница - «форму» всё-таки проще контролировать. Если человек умеет пользоваться камерой и RAW-конвертёрами, то он будет выдавать более-менее стабильный результат всегда. Надо признать, OMD E-M1 идеально заточена для того, чтобы максимально приблизить фотографа к его будущему шедевру.

Радость вуайериста

Для начала, как уже было упомянуто, камера действительно небольшая. Следовательно, носить её с собой можно хоть каждый день. Каждый фотограф подтвердит мудрость: всё самое лучшее и интересное видишь тогда, когда с собой нет камеры. С такое практически исключено, ведь взять его с собой "на всякий случай" на прогулку или работу не составляет труда.

24 мм ЭФР, F3.2, ISO 200

24 мм ЭФР, F3.2, ISO 200

24 мм ЭФР, F3.2, ISO 200

62 мм ЭФР, F3.2, ISO 200

36 мм ЭФР, F3.2, ISO 200

42 мм ЭФР, F3.2, ISO 200

24 мм ЭФР, F5, ISO 2500, экспокоррекция -1 EV

Галерея снимков.


Всё было снято на один из лучших "зумов" линейки Olympus 14-40/2.8 и непосредственно к технической стороне качества картинки вопросов не возникло. Да, пришлось подтягивать резкость при обработке, хроматические аберрации имели место быть, но в целом - весьма достойно. Отдельно при этом похвалим цвет E-M1, он очень «плотный» и «гармоничный».

При этом, если вы асоциальный интраверт и терпеть не можете, когда на вас обращают внимание слишком много людей, с Olympus E-M1 вы будете неприметны. Кстати, в уличной фотографии это особенно важно, чем меньше ты похож на профессионала, тем лучше.

Кстати, существуют целые курсы для фотографов, на которых их учат не стесняться людей на улице. К счастью, такие камеры как OMD EM-1 существенно облегают задачу снять кого-то втихаря. Скажем, напротив вас, в метро, сидит кто-то потрясающе колоритный. Настолько колоритный, что доставать "зеркалку" неловко и непонятно, как это будет воспринято персонажем. Что в таком случае делает счастливый обладатель "беззеркалки"? Незаметно высовывает камеру, направляет объектив в нужную сторону и… запускает специальное приложение на смартфоне. А уже в нём осуществляет визирование, фокусировку, крутит настройки и делает всё то, что «зеркальщик» бы делал у всех на виду. Согласитесь, так гораздо спокойнее. Особенно, если учесть, что даже откидным дисплеем не все зеркальные камеры оснащены, а только лишь младшие модели. У OMD EM-1 он, кстати, имеется, несмотря на профессиональный статус модели.

То есть мало того, что эту камеру не в тягость носить с собой каждый день, ею можно ещё и снимать практически в любой ситуации, когда крупный фотоаппарат не каждый бы достал. Естественно, это увеличивает шансы снять что-то интересное. Сюда же надо добавить практически бесшумную работу, особенно по сравнению с полнокадровым зеркальным аналогом.

Длительная выдержка

И пару слов о выдержке. Поскольку матрица вдвое меньше полноценной 35-и миллиметровой, чтобы получить аналогичное по масштабу изображение требуется объектив с вдвое меньшим (по сравнению со всём тем же полным кадром) фокусным расстоянием. То есть, если мы хотим получить картинку как на 50 мм, нам нужно брать 25 мм. Это является преимуществом в тех ситуациях, когда мы снимаем с рук, поскольку известная формула гласит: «смаз появляется на выдержках, длиннее величины, обратной фокусному расстоянию». То есть, на 50 мм можно нормально снять с рук на выдержках короче 1/50-й секунды. А на 25 мм уже на 1/25-й. С учётом эквивалентности этих фокусных расстояний (пусть и эфемерной), мы получаем двукратное преимущество. Это один момент.

Второй связан с количеством мегапикселей. При удвоении их числа на матрице, выдержку следует увеличивать в корень из двух раз. В E-M1 их сравнительно немного, 16. В аналогичной по стоимости полнокадровой Nikon D600 или 6D 24 мегапикселя, а в какой-нибудь D800 уже 36, следовательно и выдержки на ней надо ставить в полтора раза короче.

Ну и третья особенность - заслуга уже конкретно E-M1, а не законов физики. Дело в пятиосевом стабилизаторе матрицы, который ещё три-четыре "стопа" добавляет фотографу. Такого нет больше ни у одной из зеркальных камер. Надо отметить, что стабилизаторы иногда есть в объективах, и то, в основном, в телевиках.

Таким образом, получается, что для бесштативной съёмки неподвижных объектов Olympus подходит просто отлично. Другое дело, насколько это вообще актуально. По личному опыту, проблем с тем, чтобы камера не тряслась, у автора намного меньше, чем с фиксацией непосредственно объектов съёмки. Камеру, в случае чего, почти всегда можно найти на что поставить. А попросить замереть прыгуна в воздухе, увы, не получится. Придётся выкручивать ISO, что всегда компромисс с качеством картинки.

Тишина

Вообще, хорошая картинка на высоких ISO всегда являлась предметом обожания профессиональных фотолюбителей. Едва ли не первое, что бросаются проверять у камеры, как она снимает на ISO 6400.

Стоить заметить - весьма сносно. Выводы основываются на результатах съемки внутри помещения, где у автора с собой были Nikon D600 + 80-200/2.8 и E-M1 с 14-40/2.8. Конечно, Olympus E-M1 уступил, но отрыв нельзя признать катастрофичным. Лично у автора вопросов по скорости фокусировки и поведению камеры в условиях, близких к боевым, не возникло.

OM-D E-M1, ISO 4000

Nikon D600, ISO 4000

OM-D E-M1, ISO 4000

Nikon D600, ISO 5000

OM-D E-M1, ISO 10000

Cнимки на высоких значениях ISO.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Но речь, повторимся, только о шумах. До ISO 3200 - вполне сносно, а большие значения нужны исключительно редко. Для тех же, кому «исключительно часто», созданы Nikon D4 и Canon 1Dx.

Минимальное ISO высоковато - 200, с другой стороны выдержка 1/8000 это компенсирует. Иными словами, нет такого объектива, свет с которого камера не смогла бы укротить.

Технологичная примочка

Управлять всеми этими параметрами, на самом деле, довольно удобно. Olympus часто ругают за неудобное меню, и мы, в общем-то, в чём-то с его критиками согласны, но сказать, что автор из-за него очень страдал, нельзя (основная часть съемки производится в RAW, в ручном режиме с автоматическим ИСО и замером экспозиции по точке фокусировки).

Напротив, меню камеры показалось глотком свежего воздуха после, например, Nikon. Красиво оформленное, с динамически выскакивающими подсказками, плюс, облегчает общение с камерой сенсорный дисплей. Определённо, Olympus стремится в будущее всеми возможными способами, взять хотя бы подключение к смартфону через Wi-Fi. Это действительно очень полезная технологичная примочка для камеры «на каждый день».

Что же у нас на другой чаше весов? Появившийся энтузиазм быстро затухает при обработке фотографий. Сразу становится понятно: что-то с этими картинками не так. Искушённый полным кадром взгляд тут же это подмечает. Сразу, пожалуй, к главной претензии.

Всё в кадре

По законам оптики глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) зависит от того, насколько открыта диафрагма, фокусного расстояния объектива и дистанции до объекта. И если первые два параметра никакой связи с размером матрицы не имеют, то с дистанцией дело обстоит иначе.

Глубина резкости E-M1.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Глубина резкости полнокадрового Nikon D600.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение


Задавшись целью одинаково смасштабировать объект в кадре, в случае с меньшей матрицей, от него вам придётся отойти подальше. Это приведёт к тому, что ГРИП увеличится и одним из главных художественных приёмов вы воспользоваться не сможете. К тому же, самые светосильные стёкла из существующих под EM-1 (f/0,95-f/1.4) идут без автофокуса. Если ими только портреты снимать, больших проблем не возникнет, а если использовать в репортажной съёмке? Но это полбеды.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Дело в объёме

«Вырезая» из кадра его сердцевину, мы нарушаем его пространственно-перспективную структуру, отчего картинка кажется плоской. Не зря ведь во многих художественных школах строго запрещают «обрезать» фотографии, проповедуя принцип «чем больше вы отрежете от вашей фотографии, тем больше я отрежу от вашей оценки». Увы, никакими техническими хитростями эту проблему не решить. Картинка с полного кадра и даже с полуторного кропа всегда будет «объёмней» и «воздушней». И это объективная реальность.

Летний пруд. Nikon D600

Весенний пруд, Olymus OM-D E-M1.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Выйти из сумрака

Второе преимущество "взрослых" полнокадровых камер в «праве на ошибку». Недоэкспонированный или, напротив, засвеченный кадр, если случай не совсем тяжёлый, практически всегда можно «вытащить». Помимо банальной страховки, матрицы таких камер, как Nikon D600, D800 или 5DM3 позволяют снимать на низких значениях ISO, а затем в редакторе вытаскивать информации из затенённых областей. Динамический диапазон зависит от ISO, чем оно меньше, тем он больше. Преимущество в недоэкспонировании в том, что при равном количестве шумов, динамический диапазон остаётся большим. К сожалению, нам такого не позволит. Либо сразу снимайте с достаточной экспозицией, либо потом сквозь пелену слёз нажимайте на «Remove» рядом с каждым не удавшимся шедевром.

Несмотря на то, что вроде как по шумам и динамическому диапазону камеры системы micro4:3 приблизились к топовым камерам, стоит помнить, что «приблизились» не значит «догнали». Младшие полнокадровые камеры вроде Nikon D600 или Canon 6D за аналогичную стоимость, помимо всех вышеперечисленных достоинств с художественной точки зрения, и чисто технически превосходят флагмановскую E-M1. Разница не на порядок, но она есть. Шумы вы уже могли сравнить. А вот динамический диапазон E-M1:

Динамический диапазон E-M1.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Больше мегапикселей!

Чтобы обладать поистине впечатляющей скорострельностью (шутка ли, 10 кадров в секунду - это уровень Nikon D4 за 5000$) производитель не стал поднимать количество мегапикселей выше 16-и. Собственно, в D4 как раз столько же. Только никто в здравом уме не предпочтёт для репортажа E-M1 флагману от Nikon, а для целей более приземлённых их маловато. Ещё раз повторимся, понятно почему так мало, было бы больше на такой матрице - шумы и динамический диапазон сильно бы пострадали, - матрица-то маленькая. С другой стороны, в два раза уменьшенная матрица (двухкратный "кроп") - сознательный выбор Olympus. Это их проблемы, придуманные ими же для себя самих.

Поработав с Nikon D600 и её 24 Мп сенсором, 16 миллионов пикселей всерьёз уже не воспринимаются. Безусловно, главная польза от них - возможность для радикального кропа (иногда он всё-таки нужен). Повышение резкости и "шумодав" также лучше работают на многопиксельных камерах.




При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Не то чтобы это было принципиально важно, но об этом стоило упомянуть.

Процесс

То есть, на выходе, картинка по ряду параметров будет хуже с двухкратного "кропа" чем с полного кадра. Некоторые из них неисправимы в принципе, это особенности системы как таковой. Разницу же в таких параметрах как динамический диапазон и уровень шумов на высоких ISO, удалось нивелировать лишь за счёт серьёзного увеличения стоимости камеры. Собственно, потому мы и сравниваю EM-1 с младшими полнокадровыми камерами, поскольку стоят они одинаково. С "кропнутными" камерами было сравнивать справедливей, но стоит ли платить вдвое больше за компактность… Впрочем, это уже вам решать.

И ладно, если бы дело ограничивалось только глубиной резкости и динамическим диапазоном. Часть проблем выявилась ещё и в процессе съёмки.

Я взрослый!

Беззеркальные камеры не воспринимают всерьёз. Мы не оправдываем этих людей, но это данность, с которой фотографам приходится жить. Когда люди видят человека с огромной чёрной камерой в руках и торчащей из неё "трубой", они понимают: «человек делом занят, не надо ему мешать». Время от времени автор снимает мероприятия и прекрасно прочувствовал эту разницу в отношении, когда перешёл с "кропа" на полнокадровую зеркальную камеру. Люди обращаются к вам за фотографиями, предполагая, что раз у тебя камера выглядит профессионально, то и сам ты - профессионал. С беззеркалкой люди непосвященные вас не будут воспринимать всерьёз. Иногда это плюс. Но чаще - нет.

Нет видоискателя

Видоискатель есть только в характеристиках, на самом деле его не существует. Да, безуcловно, по сравнению с тем, что было ещё пару лет назад, прогресс потрясающий. Но, увольте, никакой это не оптический видоискатель даже близко. Что автора отдельно в нём разочаровало: он вроде бы цифровой, но почему-то главной возможностью дисплеев - отображением результата в реальном времени - он не наделён. То есть, ты снимаешь одно, а на выходе получаешь совершенно другое. Оптическому видоискателю мы бы могли это простить, мы понимаем, чем жертвуем, но не цифровому. Зачем он нужен в таком виде? Да и само качество изображения в видоискателе субъективно оставляет желать лучшего.

Пулемёт

Была тестировалась приблизительно неделю. За это время автор так и не научился нажимать на кнопку спуска затвора так, чтобы получать ровно столько кадров, сколько нужно, т.к. кнопка слишком очень чувствительна. Решить проблему, по всей видимости, можно только медленным и мучительных привыканием, либо отключением серийной съёмки как таковой (что вряд ли удобно). В противном случае, карта памяти (в E-M1 установлена SD) моментально забивается ненужным материалом и предоставляет фотографу время на отдых и размышления. Установка вместо 10-и кадров в секунду 5-и тоже проблемы не решает - это примерно то же, что и утонуть не на 30-и метрах, а на 15-и. Разница невелика. Опять-таки субъективно управляемые 5,5 кадров на D600 автору кажутся предпочтительней.

Размер имеет значение

Знаете какова одна из основных причин, по которой фотографы цепляют батарейный блок к камере? Помимо очевидной. Камеру с «ручкой» гораздо удобнее держать. Многие предпочитают камеры в вроде D3, D3s, 1Dx именно из-за удобства хвата. И мы их понимаем. В такой конфигурации по-настоящему большой камерой действительно удобнее снимать. Почему-то многие про это забывают, когда говорят о размере беззеркалок как о преимуществе. В ряде случаев, большие «зеркалки» не просто так делают большими.

Добро пожаловать в клуб

И окончательно наградить Olympus OM-D E-M1 статусом a la «дорогая примочка для айфона» автора вынуждает вот что. Видите ли, когда вы берете Nikon D600 или Canon 6d вы покупаете входной билет в мир полнокадровых камер. Обслуживая её объективами, вы заодно делаете задел на будущее, всю свою оптику вы сможете применять с самыми совершенными камерами в индустрии, если в будущем решитесь их приобрести или арендовать. А куда расти с E-M1? Лучше ничего для этой системы нет и вряд ли что-то будет. Принципиально лучше, автор имеет в виду.

В сухом остатке

Olympus E-M1 - роскошное воплощение идеи компактной камеры на каждый день. Камера быстрая, продвинутая, компактная с отличным цветом - есть чем восхититься. Но по поводу заявлений о том, что топовые представители Micro4:3 могут составить конкуренцию полупрофессиональным зеркальным аналогам, мы имеем ряд сомнений, которые и изложили выше. Если резюмировать, то никакой она аналогичному по стоимости полному кадру не конкурент. Беззеркалки Olympus воплощают совершенно разные с полнокадровыми камерами идеи, потому рассматривать такие камеры можно только в нагрузку к имеющейся системе. Ими безусловно удобнее снимать, но фотографии с неё гораздо «скучнее». При этом она всё равно уступает младшей полнокадровой полупрофессиональной камере в «базовых дисциплинах»: скорости, шумам и динамическом диапазоне.



Тип матрицы CMOS CMOS
Физический размер
17.3 x 13.0 мм 35.9 x 24 мм
Максимальное разрешение
4608 x 3456
6016 х 4016
Кол-во пикселов
16.8 млн
24.3 млн
Чувствительность
200 - 1600 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO 12800, ISO 25600
100 - 3200 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800, ISO25600
Скорость съемки
10 к/сек
5.5 к/сек
Формат кадра
4:3, 3:2, 1:1, 16:9
4:3, 3:2
Видоискатель
электронный
оптический
ЖК-экран
1037000 точек, 3", сенсорный, поворотный
  • 921000 точек, 3.20 дюйма
  • монохромный ЖК на верзней грани
Выдержка
60 - 1/8000 с
30-1/4000 с
Экспокоррекция

+/- 5 EV с шагом 1/3 ступени
Карты памяти
SD, SDHC, SDXC
2 х SD, SDHC, SDXC
Интерфейсы
USB 2.0, видео, HDMI, аудио, Wi-Fi, Bluetooth
USB 2.0, HDMI, аудио
Размер
130x94x63 мм, без объектива
141 x 113 x 82 мм
Вес

443 г без элементов питания,

497 г с элементами питания; без объектива

850 г
Цена
60 000 рублей
56 000 рублей

Два года. Ровно столько времени пролежала в шкафу моя "единичка" Canon. Причина - в маленькой угловатой черной коробочке с надписью Olympus. Взяв на тест системную камеру OM-D E-M1, я так и не смог с ней расстаться.

За два года компактная камера изменила мое отношение и подход к фотографии. Я выбросил из рюкзака ненужные аксессуары, практически перестал пользоваться штативом и вспышкой. Стал тратить меньше времени на настройки камеры и саму съемку - снимать "оликом" оказалось гораздо проще и быстрее, чем «зеркалкой». Прежде всего, камера более компактная и легкая, это касается и стекол. У аппарата множество настроек, которые можно очень легко менять. И главное, в видоискателе я вижу ту самую картинку, которая будет на экране компьютера - с учетом цвето- и экспокоррекции.

Мой рюкзак здорово потерял в весе, что ускорило мое перемещение по локациям. Упрощение процесса съемки повлияло и на результат - процент качественных, интересных картинок увеличился. E-M1 стала для меня превосходной рабочей камерой, на которой я отснял сотни сюжетов для своего блога и полтора десятка историй для журнала GEO. И в испепеляющую жару в африканской Гамбии, и в пронизывающем холоде Памирского высокогорья, и под беспрестанным дождем на туманном Альбионе, камера работала как часы.

В декабре этого года я в числе первых получил на тест новинку от Olympus - модель E-M1 Mark II. Честно говоря, я не ожидал, что новая камера будет настолько лучше старой. После трех месяцев тестирования, я подумал-подумал… и выложил на Avito весь свой набор техники Canon - все тушки, все стекла, все аксессуары. В этом обзоре я постараюсь показать вам, что же сподвигло меня на такой шаг.

В тесте любого гаджета должна быть точка отсчета, а также конкретные задачи и условия эксплуатации. Точкой отсчета в этом обзоре будет первая "единичка". Основной вопрос, на который я постараюсь дать ответ в своем обзоре - стоит ли вам покупать новую модель? Для этого разберем разные сюжеты и типы съемки.

Внешний вид и конструкция

Но сначала - визуальное сравнение. Камеры выглядят очень похожими, но вблизи становится очевидно, что Mark II слегка крупнее, прежде всего это касается рукоятки корпуса. Размер корпуса 134 x 91 x 67 мм.
В результате камера стала лучше лежать в руке, особенно без использования батблока (с ним «ухватистость» была и у первой «единички»). Вес камеры (без батблока и объектива) увеличился на 77 грамм, и составляет 574г. Как и прежде, морозостойкий корпус камеры имеет влаго- и пылезащиту.

Дополнительный батарейный блок стал значительно больше, что обусловлено увеличенной в полтора раза емкостью аккумулятора.

Изменилось и крепление ремня - правый крепеж переехал с боковой грани на верхнюю панель, что снизило нагрузку на точку крепления и улучшило развесовку камеры на ремне при использовании тяжелой длиннофокусной оптики.

Еще одно "геометрическое" решение - новое расположение штативного гнезда, прямо под оптической осью камеры. В теории, это должно слегка уменьшить искажения при съемке панорам со штатива.

Расположение управляющих элементов не изменилось - однажды привыкнув к первой "единичке", вторую вы сможете использовать сразу. Традиционно для профессиональных моделей Olympus, камера предлагает широчайшие возможности для кастомизации. Так, через очень емкое меню можно переназначать функциональные клавиши и управляющие диски, чтобы с легкостью менять настройки ISO, баланса белого, выдержки, диафрагмы, экспокоррекции и так далее.

Двухпозиционный переключатель на задней стороне корпуса изменил свое направление, но все также позволяет выбирать один из двух наборов кастомных настроек.

За герметичными резиновыми заглушками на боковой панели находятся все необходимые разъемы, включая HDMI и внешний микрофон. Вместо разъема USB 2.0 теперь USB 3.0 - скорость передачи данных выросла до 5ГБ/с. В новой камере появился разъем для наушников.

За дверцей на правой боковине спрятались сразу два слота для карт памяти. Нижний –стандартный UHS-I, а верхний высокоскоростной, UHS-II. В отличие от прошлой модели, карты памяти теперь правильно развернуты этикетками к фотографу. Забегая немного вперед, скажу, что картами можно гибко управлять - например, записывать фото на одну карту, а видео на другую, а также осуществлять запись одновременно на две карты, сохраняя резервную копию важной съемки "на лету".

Сенсорный экран теперь свободный, поворотный, а не закрепленный на шарнирах на камере сзади (на E-M1 его можно было лишь наклонять вверх-вниз).

Пожалуй, это единственное изменение, которое нельзя однозначно отнести в плюс. С одной стороны, это очень удобно для съемки снизу или сверху или даже из-за угла, но с профессиональной репортерской точки зрения повернутый в сторону экран является потенциальным слабым местом, ведь камера зачастую ударяется о различные препятствия, а то и падает на землю (иногда, вместе с фотографом). Тем не менее, при съемке в недружелюбной среде экран можно развернуть "лицом" к камере, снизив риск его повреждения.

Технические характеристики

Внутри корпуса отличий еще больше. Так, в Mark II применяется абсолютно новая матрица на 20 МП вместо 16 МП в модели первого поколения. В матрицу интегрированы фазовые и контрастные датчики автофокуса, сгруппированные в 121 крестообразную зону, которые захватывают практически всю площадь кадра. Физический размер матрицы практически не изменился, и составляет 17.3х13.0 мм. То есть по площади матрица Mark II примерно в четыре раза меньше, чем у полнокадровой зеркалки (т.е. «кроп-фактор»=2.0)

Новый сенсор умеет передавать информацию вдвое быстрее, чем раньше. Ее обработкой занимается восьмиядерный процессор TruePic VIII (против четырехядерного TruePic VII в первой «единичке»). В результате быстродействие камеры выросло радикально, это заметно даже при перелистывании фотографий, которые теперь можно смотреть как кино. Как и прежде, камера включается за долю секунды и сразу готова к съемке.

Меню камеры также претерпело изменения – оно стало более простым и насыщенным, за счет избавления от синего фона и появления в нем новых разделов. Настроить тут можно буквально все. В этом есть как достоинство, так и недостаток - без чтения мануаля в дебрях меню легко заблудиться, так и не найдя нужного параметра.

Новый механический затвор позволяет снимать в режиме S-AF со скоростью 15 кадров в секунду (вместо 11 кадров у E-M1), а при использовании электронного затвора - до 60 кадров в секунду, со следящим автофокусом и трекингом - 18 кадров в секунду. Эти параметры на данный момент – рекордные не только для этого класса фототехники. Например, профессиональная камера Canon EOS 1DX Mark II выдает в следящем режиме лишь 14 кадров в секунду, Nikon D5 - 10 кадров в секунду. При этом в Olympus подчеркивают, что новый процессор и сенсор не имеют эффекта Rolling Shutter.

Детализация снимков

Снимки с новой камеры имеют не только более высокое разрешение (5184х3888 вместо 4608х3456), но и улучшенную детализацию.

Ниже я привожу примеры обработанных фотографий, под ними - 100% кропы из RAW без какой-либо коррекции и шарпинга.

ISO 64, f=7 mm, f/2.8, 1/800 сек

ISO 320, f=57 mm, f/2.8, 1/500 сек

ISO 640, f=7 mm, f/2.8, 1/800 сек

ISO 200, f=40 mm, f/3.2, 1/3200 сек

ISO 200, f=10 mm, f/3.5, 1/4000 сек

ISO 64, f=40 mm, f/4, 1/400 сек

ISO 400, f=150 mm, f/2.8, 1/1250 сек

ISO 500, f=7 mm, f/2.8, 1/60 сек

Динамический диапазон

Матрица Mark II демонстрирует более широкий динамический диапазон, что при съемке позволяет гораздо реже использовать режим HDR (в нем, как и прежде, камера сама делает несколько снимков, после чего объединяет их в RAW или JPG).

ISO 200, f=11 mm, f/6.7, 1/750 сек

Пример съемки в контровом свете:

ISO 250, f=7 mm, f/16, 1/200 сек

Если раньше при съемке подобного кадра были возможны пересветы, и я бы использовал HDR, то теперь все гораздо лучше, увеличился запас по вытягиванию и в светлых частях кадра, и в тенях.

Чтобы вы не думали, что все это результат длительного вытягивания, вот вам для примера внутрикамерный JPG:

ISO 3200, f=7 mm, f/2.8, 1/3200 сек

Тем не менее, когда вы снимаете сцену с объектами различной яркости, то использовать режим HDR все же уместно. Склеенная компьютером картинка выглядит несколько "мультяшно".

Съемка с рук при низкой освещенности

Как я уже сказал, детализация выросла во всех режимах, но особенно это заметно при съемке в условиях недостаточно освещенности. Если раньше существенные шумы в RAW-файлах были заметны уже на ISO 2500, то сейчас рабочий диапазон вырос примерно до ISO 6400. Кадры, снятые на ISO до 2500 можно вообще не подкручивать по шумам в Lightroom, при ресайзе под веб-публикации шумы абсолютно незаметны.

ISO 2500, f=14 mm, f/5.6, 1/250 сек

ISO 2500, f=40 mm, f/2.8, 1/60 сек

ISO 2500, f=7 mm, f/3.5, 1/60 сек

ISO 5000, f=7 mm, f/2.8, 1/30 сек

ISO 6400, f=7 mm, f/2.8, 1/60 сек

ISO 10000, f=7 mm, f/3.2, 1/13 сек

ISO 12800, f=40 mm, f/2.8, 1/60 сек

ISO 12800, f=7 mm, f/2.8, 1/125 сек

Если же вы снимаете в JPG, то и вовсе не надо беспокоиться, внутрикамерный «шумодав» справляется со своей работой просто отлично, облагораживая даже снимки, сделанные на ISO 12800 и максимальные для камеры 25600. О столь высоком значении можно догадаться только по слегка «поплывшим» цветам. На этой гифке вы можете увидеть разницу между RAW и внутрикамерным JPG.

Резюмируя детализацию снимков, отмечу, что хотя качество и разрешение выросло по сравнению с первой моделью, но до уровня лучших полнокадровых камер картинка не дотягивает - против законов физики не попрешь, ведь сенсор тут в четыре раза меньше.

Тем не менее, Olympus предлагает решение этой проблемы для статической съёмки - режим Super-HD. Сдвигая от кадра к кадру матрицу, камера сшивает из восьми кадров изображение в супер-высоком разрешении (25 или 50 МП в JPG и 80 МП в RAW).

Система распознавания лиц и глаз

Гибридный автофокус E-M1 Mark II умеет распознавать лица и глаза для автоматической фокусировки при съемке людей (и не только людей).

ISO 1600, f=150 mm, f/2.8, 1/160 сек

При активации этого режима, выбранные камерой точки фокусировки автоматически подсвечиваются в видоискателе. Но главное в новой системе автофокуса не это, а то, что она была радикально улучшена.

Первым делом, ушла знакомая по E-M1 проблема фокусировки на плохо освещенных объектах. Теперь можно фокусироваться даже на чёрной кошке в чёрной комнате, если она там есть. Даже если ее там нет, то камера найдет, за что «зацепиться».

Следящий автофокус

Но главным для меня является то, что автофокус в Mark II научился превосходно отслеживать движущиеся объекты, и вести их в режиме трекинга, независимо от того, движутся они вдоль или поперек оптической оси камеры. Как удалось этого достичь?

Важное отличие системы фазового автофокуса E-M1 Mark II от зеркалок является постоянная автофокусировка при серийной съемке. Во время съемки информация снимается с датчика, после чего компьютер анализирует сам сделанный снимок и вносит коррективу в настройки фокуса - и все это за долю секунды. Зеркалки делать так не умеют - автофокус там не доступен как в момент съемки, так и в тот момент, когда еще поднято зеркало.

Автофокус имеет настройку чувствительности через меню. Увеличение значения параметра C-AF Lock до +2 необходимо для съемки быстрых и хаотически передвигающихся небольших объектов, например, животных. Значение в +1 оптимально для съемки быстро движущихся автомобилей. Уменьшение чувствительности в минус подойдет для съемки с проводкой крупных объектов (тех же автомобилей), движущихся перпендикулярно оптической оси камеры.

После тестов следящего автофокуса E-M1 Mark II в режиме серийной съемки, я могу констатировать, что он теперь работает ничуть не хуже, чем на профессиональных зеркалках. Первая "единичка" им серьезно уступала.

Если раньше я чаще всего делал проводки с ручным фокусом, то теперь даже на выдержке 1/10 секунды камера превосходно ведет автомобиль, который едет со скоростью около 40 километров в час по разбитому полю. Процент брака при проводках у меня уменьшился радикально - нерезких кадров в сериях практически нет.

ISO 64, f=40 mm, f/10, 1/10 сек

ISO 64, f=106 mm, f/3.5, 1/80 сек

Работа трекинга очень помогает, когда вы снимаете автомобиль, движущийся на вас по диагонали, и нужно передать его движение. Выдержка должна быть достаточно длинной, чтобы показать вращение колёсный дисков, но достаточно короткой, чтобы передок автомобиля был в фокусе.

ISO 200, f=150 mm, f/5, 1/250 сек

ISO 200, f=150 mm, f/6.3, 1/200 сек

У E-M1 с этим, опять же, были проблемы, фокус частенько сбегал с нужной точки. Теперь этой проблемы больше нет. Неважно, движутся ли объекты к вам, от вас, справа налево или слева направо. Они будут резкими. Точка.

Режим ProCapture

В E-M1 Mark II появился новый режим серийной съемки ProCapture. В нем камера начинает постоянно снимать в буфер при полунажатии кнопки, а при полном нажатии сохраняет 14 кадров, сделанных до этого момента, и все, что вы записал после. Длина серии может быть бесконечной, или ограниченной через меню (до 99 кадров). Первые 48 кадров в RAW+JPG камера записывает в собственный буфер, после чего переписывает их на карту памяти, поэтому чтобы делать более длинные серии с максимальной скоростью, имеет смысл использовать быструю карту памяти, например, Sandisk Extreme Pro. В сочетании с супер-четким автофокусом, это позволяет снимать сложные сцены, например, взлет птицы, за которой гонится охотничий пес.

ISO 1600, f=97 mm, f/3.2, 1/8000 сек

Съемка на длинные выдержки с рук

Еще больше увеличивает возможности фотографа обновленная пятиосевая система оптической стабилизации. За счет мягкого, но быстрого сдвига матрицы магнитным полем, система стабилизации Olympus является по оценкам многих экспертов лучшей в мире среди потребительских камер. Это выражается не только в эффективной стабилизации видеороликов, но и в том, что при фотосъемке вы можете отыграть до шести с половиной ступеней экспозиции при съемке с рук.

Как это работает на практике? Это означает, что вы можете снимать с рук с выдержкой 1/8...

ISO 64, f=7 mm, f/9, 1/8 сек

Или на на 0.8 сек...

ISO 64, f=7 mm, f/2.8, 0.8 сек

Или даже с выдержкой в 1.3 секунды и длиннее, и все еще получать резкие, детализированные кадры.

ISO 64, f=7 mm, f/3.5, 1.3 сек


Дополнительные функции

Что еще сказать вам про Olympus OM-D E-M1 Mark II? Выше я перечислил далеко не все особенности этой камеры.

Так, у камеры помимо режима HDR есть режим брекетинга по фокусу с функцией автоматической склейки. Сделав восемь кадров, камера сама соберет из них один с расширенной глубиной резкости.

В режиме Live Composition камера "дорисовывает" первый сделанный кадр только яркими объектами. Можно снимать траектории движения звезд и любых других освещенных объектов.

Помимо этого, в E-M1 Mark II есть автоматический режим для съемки таймлапсов, с последующей склейкой сделанных снимков в видеоролик прямо внутри камеры.

Как и в E-M1, прямо в камере вы можете отредактировать RAW или JPG файл, откорректировать перспективные искажения (их камера умеет «лечить» даже при съемке), накладывать арт-фильтры, делать JPG из RAW и передавать все файлы в смартфон через бесплатное приложение Olympus Image Share.

Немаловажным является и тот факт, что камера снимает видео стандарта Cinemative 4K (4096×2160) с битрейтом до 237 Мб/с, а «обычная» FullHD съемка имеет битрейт до 202 Мб/с, что позволяет использовать Mark II в профессиональных целях не только как фотокамеру – особенно учитывая непревзойденную систему стабилизации. Тест видео-возможностей я планирую провести отдельно.

Дополнительные тестовые снимки

В этом разделе я предлагаю вашему внимание некоторые тестовые снимки, сделанные на Olympus OM-D E-M1 Mark II за время тестирования.

ISO 250, f=40 mm, f/3.2, 1/5000 сек

ISO 2500, f=7 mm, f/5.6, 1/400 сек

ISO 64, f=110 mm, f/4, 1/100 сек

ISO 2500, f=35 mm, f/5.6, 1/400 сек

ISO 400, f=115 mm, f/4, 1/1000 сек

ISO 2500, f=14 mm, f/2.8, 1/800 сек

ISO 250, f=7 mm, f/5.6, 1/400 сек

ISO 400, f=100 mm, f/2.8, 1/320 сек

ISO 64, f=7 mm, f/3.2, 300 сек (Live Comp)

ISO 300, f=21 mm, f/3.5, 1/320 сек

ISO 400, f=150 mm, f/4.5, 1/3200 сек

ISO 200, f=20 mm, f/9, 1/1250 сек

ISO 640, f=7 mm, f/2.8, 1/160 сек

ISO 200, f=7 mm, f/4.5, 1/500 сек

Итог

Olympus OM-D E-M1 Mark II – несмотря на заковыристое название, является, на мой взгляд, наиболее ярким представителем среди всех беззеркальных камер, предназначенных для репортажного использования. Благодаря превосходной системе оптической стабилизации и усовершенствованному автофокусу, новинка от Olympus способна сразиться с зеркальными камерами на их поле. Несмотря на то, что по детализации и шумности картинки, заметным на 100-процентных кропах, камера уступает «топовым» полнокадровым зеркалкам, с точки зрения скорости серийной съемки, а также удобства использования Olympus далеко впереди. Учитывая стоимость body в 140 тысяч рублей - в три раза дешевле профессиональной зеркалки - можно констатировать, что под знамена Olympus с выходом новой камеры встанут не только продвинутые любители, снимающие сложные сюжеты, но и профессиональные репортеры.

Предлагаю также взглянуть на мои репортажи, снятые целиком на Olympus OM-D E-M1 Mark II: